Переключиться на полную версию
О некоторых исторических личностях известно очень много, о некоторых - до обидного мало. Но и в том, и в другом случае даже известные факты изобилуют домыслами и ложью. Разбираемся вместе.
Ответить

Дракула-миф или реальность?

25 фев 2015, 09:55

Приехал Джимми Картер (президент США) в СССР И решил пробежаться с товарищем Брежневым наперегонки. Картер выиграл. Американские газеты написали: «В ходе визита в СССР президент Картер бежал наперегонки с Л.И. Брежневым. Картер пришел первым, Брежнев – вторым». Советские газеты: «Во время дружеского визита в нашу страну президента Картера состоялся бег наперегонки с товарищем Брежневым. Генеральный секретарь ЦК КПСС, пятикратный Герой Советского Союза, кавалер многих орденов и медалей, Леонид Ильич Брежнев прибежал вторым. Президент США Картер пришел предпоследним».  (Бородатый советский анекдот).

ДРАКУЛА. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Вот примерно таким образом (как в приведенном выше старом анекдоте) и создаются исторические мифы, но как говорится, «если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно». Это же правило можно отнести и к большинству исторических вымыслов.

За исключением тех, что основаны на литературной фантазии (типа «Сальери отравил Моцарта» или «на голову Ньютона упало яблоко»), ни один вымысел, касающийся какого-либо человека или события, не появлялся на пустом месте. Он имел конкретного автора или авторов, преследующих определенные цели. Персонажами мифов становились, как некоторые личности, так и целые народы.  Но отдельным людям доставалось, все-таки, гораздо чаще.

Например, великий русский композитор Петр Ильич Чайковский был бы, наверное, в шоке, узнай он, что «благодарные» потомки не только окрестили его гомосексуалистом, но и придали этому неоспоримость исторического факта. А создатель периодической системы химических элементов Дмитрий Иванович Менделеев был бы несказанно удивлен, если бы услышал, что он изобрел еще и водку.

Если о персонажах мифов XIX и XX веков до сих пор не прекращаются научные споры, то, что можно говорить о XV веке, в котором жил Дракула? Но мы попробуем разобраться, а заодно познакомимся поближе с нашим героем.

МИФ 1. ДРАКУЛА – ГРАФ

На самом деле, назвать Дракулу графом – это, примерно, то же самое, как армейского  генерала назвать майором. Возможно, для англичан 1897 года, когда вышел в свет роман Брема Стокера, этот титул был наиболее понятен, но исторически он совершенно не справедлив.

Правдивая история о ДракулеРеальный Дракула (он же Влад III Басараб, он же Влад Тепеш) родился в 1431 году, в г.
Сигишоаре, Трансильвания (тогда часть Венгерского королевства, сейчас территория Румынии). Он был не только сыном претендента на трон Валахии Влада II, но и прямым потомком Басараба I Великого (ум. в 1352 г.), основателя самого княжества Валахия и отстоявшего в тяжелой борьбе независимость своей страны от Венгрии. Отца Дракулы иногда называют валашским воеводой, но и это не совсем верно.
12 декабря 1387 года венгерский король Сигизмунд I Люксембург, с благословения римского папы Григория XII, учреждает рыцарский Орден или Общество Дракона, для защиты венгерского королевского дома от внутренних и внешних врагов. Создание Ордена упоминается в папской булле «Сигизмунд – король венгерский», где, помимо всего прочего, указывается, что члены Ордена имеют право носить знак дракона, свернувшегося в кольцо. Чтобы было понятно, как в христианской стране, да еще и по благословению первосвященника был учрежден орден с таким странным названием, приведем его полностью: «Орден поверженного дракона во имя святого Георгия».
В 1431 году, вместе с присягой верности королю, в Орден вступает Влад II. Интересно, что после возвращения в Валахию Влад начал украшать изображением дракона не только собственный замок, но и стал чеканить его на монетах.  Понятно, что простой воевода при всем желании не мог это сделать. Отсюда и прозвище, которое он получил  – «Дракул», что означало «дракон», а его сына, соответственно, стали называть Дракула, то есть «сын дракона» (по-нашему просто «драконович»).  

Титул Влада II, а потом и самого Дракулы был не граф, а господарь, что приравнивалось к князю, как главе государства (княжества). В более позднее время Западной Европе этот титул приравнивался к принцу или герцогу.

МИФ 2. ДРАКУЛ – ДЬЯВОЛ
«Dracul» с румынского действительно переводится, как «дьявол». Но в языке присутствует и традиционное «diavol», имеющее то же значение. При желании можно найти еще немало имен румынского черта, как, впрочем, и в любом другом (достаточно посмотреть на их разнообразие в нашем языке).

Сама же румынская нация – это довольно позднее явление в истории. В окончательном варианте она сформировалась только к XIII веку, а первые литературные памятники на румынском языке датируются началом XVI века. До этого времени языком письменности  в Валахии был славянский, если сказать точнее, то древнеболгарский. Так, что далеко не факт, что в те времена, а мы говорим о середине XV века, слово «Dracul» означало «дьявол». Скорее всего, такой смысл появился много позже. А вот в значении «дракон» оно вполне могло употребляться и даже стать прозвищем правителя, который стремился украсить таким изображением монеты и здания.

Ну, посудите сами, высока ли вероятность того, что в христианском государстве подданные будут называть своего господина «дьявол», если даже само произношение имени нечистого считалось, мягко говоря, нежелательным? К тому же Влад II был далеко не тираном. Вся история его правления Валахией рисует нам мягкого и явно  нерешительного человека, путем соблюдения зыбкого нейтралитета, пытавшегося сохранить мир, как с Турцией, так и с Венгрией.

Даже если допустить, что прозвище отца Дракулы этимологически как-то относилось к  Сатане, то это вполне могло быть без всякого негативного оттенка. Ведь если говорят о человеке, что он «дьявольски смел», то не имеют в виду, что от него пахнет серой? А если говорят про девушку, что она «чертовски красива», то не подразумевается же, что у нее симпатичные рожки, стройные копытца и милый хвостик?

МИФ 3. ПРЕБЫВАНИЕ В ТУРЦИИ ИСПОРТИЛО ПСИХИКУ ДРАКУЛЫ
Правдивая история о ДракулеВ XV веке православная Валахия находилась как бы между двух огней. С одной стороны ей угрожала захватом католическая Венгрия, а с другой Османская Империя.

Дед Влада Дракулы Мирча Старый (1355-1418 гг.) был мудрым политиком и знаменитым полководцем. И хотя практически всю жизнь он посвятил борьбе с турецкой опасностью, заключая стратегические союзы с христианскими государствами и даже участвуя в крестовом походе (1396 г.), в конце своей жизни он вынужден был подписать договор, по которому Валахия получала независимость только за ежегодную дань султану в три тысячи золотых.    

В 1436 году при поддержке венгерского короля Сигизмунда Влад II свергает с валашского трона своего двоюродного брата, и становится господарем. Но недолго оставался он под протекторатом католического монарха. Несколько позже, уступая сильному давлению турок, Влад подтверждает вассальные обязательства, и отправляет ко двору султана своих малолетних  сыновей Влада (12 лет) и Раду (9 лет), в качестве заложников, оставив при себе старшего сына Мирчу.
Здесь нужно сказать несколько слов о положении Дракулы в так называемом турецком плену.  

Надо отметить, что практика удержания в заложниках кого-либо из ближайших родственников в средние века была достаточно распространена. Таким образом, удерживающий мог хоть как-то гарантировать, что данник вовремя отдаст причитающееся,  вассал не нарушит клятву, а противник соблюдет условия мирного договора. Однако, вместе со всем этим, этот человек принимал на себя определенную ответственность за жизнь и здоровье таких пленных. Ведь если с заложником что-то случится, его родственник не только нарушит данное обещание, но и будет мстить, и мстить жестоко.
Наверное, нельзя сказать, чтобы с Влада и его брата пылинки сдували, но в Турции они находились скорее на правах гостей, чем пленных. Их постоянно охраняли, но не сильно ограничивали свободу, хорошо кормили, развлекали. За время такого «пленения» Дракула, а он провел там 4 года, выучил турецкий язык, а заинтересовавшись античной философией, научился читать по-гречески. Изучал так же и военное дело.        

Известно, что временами условия содержания пленных ужесточались. Например, в 1444 году, когда Влад II отправил в крестовый поход небольшой отряд под предводительством своего старшего сына Мирчи. Но поход был неудачен, и 10 ноября 1444 года близ Варны войско крестоносцев было разбито.
Влад II небезосновательно считал, что турки уничтожат сыновей за его поддержку крестового похода, но этого не случилось. Обоих мальчиков оставили в живых, но изменили условия их содержания. В итоге Раду принимает ислам, и становится любимцем султана, но ему еще так мало лет, что именно Влада (хоть и не принявшего магометанство) рассматривают, как прямого кандидата на валашский трон.

МИФ 4. ТЕПЕШ – САЖАТЕЛЬ НА КОЛ
Правдивая история о ДракулеНа самом деле, на кол сажали в Турции, и именно там Дракула впервые увидел такой вид казни. Кстати, в некоторых ортодоксальных мусульманских странах (Пакистан) он действует и по сей день. Заметим, что столь мучительный способ умерщвления применялся далеко не за все, а только за особо тяжкие преступления, к коим относились: государственная измена, убийство знатной особы, изнасилование,  сексуальные извращения и несколько других.
В Европе эта казнь не была распространена. Но вовсе не потому, что европейские правители были более гуманны. Просто в те времена было как-то не совсем прилично перенимать манеры потенциального противника. Но обо всем по порядку.

После поражения крестоносцев у г. Варна, состоялся «разбор полетов», на котором Мирча (возможно, вполне заслуженно) обвинил в неудаче трансильванского воеводу Яноша Хуньяди (1387-1456 гг.). Общим советом его даже приговорили к смерти, но, памятуя прежние заслуги, не только сохранили жизнь, но и гарантировали (лично Влад II Дракул) безопасный проход по валашским землям. Такой гуманизм дорого обошелся господарю и его старшему сыну.
Через три года, в 1447 году, Хуньяди вторгается в Валахию и в окрестностях ее столицы, г. Тырговиште, разбивает армию Влада II. Предатели-бояре захватывают Мирчу, жестоко его пытают, а потом хоронят заживо. Хотя отцу и удалось бежать с поля боя, он ненадолго пережил своего сына. Вскоре его настигают, и убивают недалеко от Бухареста.
Возведя на валашский престол своего протеже Владислава II Дэнешти, Янош Хуньяди вернулся в Трансильванию.      

Известие о предательстве бояр и подлом убийстве своими же бывшими соратниками отца и брата не могло оставить Дракулу равнодушным. Как нельзя, кстати, было и то, что его желание отомстить за родных совпадает с желанием турок убрать с валашского трона трансильванского ставленника Хуньяди, который традиционно был в союзе с венгерским королевством. И в 1448 году, семнадцатилетний Влад III Басараб, во главе отряда турецкой кавалерии, воспользовавшись тем, что Владислав увел войска в новый крестовый поход, неожиданно и практически без боя занимает Тырговиште. Он продержался на троне примерно около месяца. До того времени, когда Владислав II, чудом уцелевший в сражении на Косовом поле, при поддержке венгерских войск, в спешном порядке не вернулся в Валахию.  Проиграв битву, Дракула вынужден был покинуть страну.

Он отправляется в Турцию, но несколько позже находит приют при дворе молдавского правителя и друга его отца Богдана II, где он сблизился с сыном господаря Штефаном  (Штефан чел Маре ши Сфынт (1429-1504 гг.). Но после того как в 1451 году Богдан погибает от руки собственного брата Петра Арона, Влад и Штефан бегут из Молдавии.
Сначала они рискнули появиться в Трансильвании, но затем, опасаясь преследований со стороны Яноша Хуньяди, возвращаются в Молдавию, где тайно живут в течение трех лет.

После взятия турками Константинополя (1453 г.) европейские государства испытали шок сравнимый разве что с угрозой тотальной эпидемии бубонной чумы или концом света. Даже самому убежденному оптимисту стало ясно, что мусульманская угроза вышла на качественно новый уровень. Как нередко случалось в истории, перед всеобщей опасностью забывались старые распри, заключались, казалось бы, ранее невозможные союзы и пр. Этот период не стал исключением.

Янош Хуньяди понимал, что после Константинополя, вдохновленный столь значительной победой, султан Мехмед II пойдет дальше. И далеко не на последнем (если вообще не на первом) месте в его списке будет Венгрия. Надо срочно укреплять границы, то есть Трансильванию, и что-то делать с Валахией. К тому времени Хуньяди уже рассорился со своим выдвиженцем Владиславом II (валашский господарь опять начал выплачивать дань туркам, а за это венгры отобрали у него г. Фэгэраш).
В итоге трансильванский воевода не только принимает Дракулу на своей земле, но и отдает под его командование пограничные войска, а немного позднее представляет его королю Венгрии Ласло V, как претендента на трон Валахии.

Летом 1456 года, во главе небольшого отряда Влад Дракула перешел Карпаты и наголову разбил войско Владислава II, который был убит в конце августа. А в сентябре, принеся присягу в верности венгерскому королю, он окончательно утверждается на валашском престоле.
В то время страна Дракулы была практически на пороге большой войны. Находясь в зоне серьезных геополитических интересов двух сильных держав, Венгрии и Турции, маленькой Валахии с населением всего-то около 500 тысяч человек, казалось бы просто судьбой предначертано быть зависимой колонией. Но господарь Влад судил иначе.

Первое, что сделал Дракула в начале своего краткого (всего 6 лет) правления, это ограничил власть и привилегии валашских бояр. Во-первых, после их предательства и убийства отца и брата Влад не мог питать к местной знати нежных чувств. А во-вторых, он прекрасно понимал, что, несмотря на свое высокопоставленное положение, бояре, впрочем, как и почти все чиновники во все времена, прежде всего, беспокоились о  собственном благосостоянии, а вовсе не о благе государства. Именно поэтому бояре, ранее предавшие отца и брата Дракулы во время трансильванского вторжения, теперь, после серьезного усиления османского влияния, были настроены крайне протурецки. Влад, устремления которого были направлены на избавление Валахии от мусульманского ига, мириться с этим не мог по определению.
По характеру Дракула не был таким нерешительным, как его отец Влад II, но, видимо, был лишен и политической изворотливости своего деда Мирчи Старого. Возможно, будь Влад III более гибок, его последующая жизнь сложилась бы иначе. Но тогда он не был бы Дракулой.
Чуждый компромиссов, он стал не просто притеснять ненавистных ему бояр, но и раздавать их недвижимое имущество. До наших дней сохранились  грамоты, в которых Влад жаловал земли даже простолюдинам, доказавшим ему свою преданность в военных походах. Бояре быстро прикинули, что к чему и начали пачками валить в соседнюю Трансильванию, наивно полагая, что карающая рука господаря их там не достанет. Но не тут-то было.

В 1457 году Штефан чел Маре во главе шеститысячного войска, главные силы которого предоставил Дракула, входит в Молдову и в двух сражениях (12 и 14 апреля) разбивает армию убийцы своего отца Петра Арона, вынудив последнего бежать в Польшу. Через год Влад способствует, правда, не так радикально, восшествию на венгерский престол Матьяшу Хуньяди (1443-1490гг.), прозванному впоследствии Корвином (корвин, венгр. – ворон), сыну  воеводы Яноша Хуньяди. И с этого времени Дракула начинает свои трансильванские походы.

Касательно походов в Трансильванию (ок. 1458-1460 гг.), для нас важно отметить два факта:
Дракула не вел полномасштабной войны, а выполнял, как бы сейчас выразились, точечные карательные операции против изменников-бояр. В пользу этого утверждения говорит тот факт, что в это же время Валахия и Трансильвания не прерывали торговых отношений. Сохранились письма подписанные рукой Влада III, посвященные коммерческим вопросам между двумя княжествами.
Страны-соседи, да и вся остальная Европа совершенно спокойно воспринимали трансильванские разборки князя. Ибо, кто был «в теме», понимали – разбирается сурово, но за дело. А кто «не в теме», тот просто видел в валашском господаре возможного избавителя от турецкого владычества. Надо заметить, что к тому времени Дракула не только полностью перестал платить дань султану, но и к 1461 году даже освободил от турок некоторую территорию Болгарии.
Запомним эти два интересных факта. К ним мы еще вернемся.

Правдивая история о ДракулеПонятно, что султан Мехмед II не собирался спокойно смотреть на то, как Дракула вырезает турецкие гарнизоны дунайских крепостей. И к началу лета 1462 года он собирает громадное войско (численность его точно не установлена: говорят и о 100, и о 250 тысячах). В любом случае оно было на несколько порядков больше, чем все военные силы Валахии. Несмотря на жестко проведенную мобилизацию, Влад понимает, что в открытых столкновениях с многочисленными турками поражение неизбежно. Поэтому он выбирает тактику партизанской войны.
4 июня 1462 года состоялось первое сражение с турками, после которого Дракула начал отступление. Заметим, что это было именно продуманное отступление, а не паническое бегство. Подготовленные люди легко снимались с мест, уводили скот, травили колодцы. На протяжении практически всего похода большое и, соответственно, малоподвижное турецкое войско подвергалось систематическим атакам партизанских отрядов валахов, которые отлично знали местность, не были утомлены длительными переходами или отсутствием провианта.      
Когда же довольно потрепанная армия султана подошла к столице княжества Тырговиште, ее встретил лес кольев с насаженными на них пленными турками. Мехмед II рассчитывал, захватив город, объявить новым господарем Валахии брата Дракулы Раду, который его сопровождал, но теперь толку от этого было немного. В пустой город войти можно легко (по некоторым свидетельствам, там даже ворота оставили открытыми), но пока был жив Влад, ни о каком покорении Валахии не могло быть и речи. Султан разбил лагерь недалеко от городских стен и здорово поплатился за такую оплошность.
Ночью 17 июня 1462 года семь тысяч валахов во главе с Дракулой ворвались в турецкий лагерь. Поднявшаяся паника в рядах противника многократно усилила эффект внезапности. По некоторым данным за одну ночь было уничтожено около 15 тысяч (по другим до 30 тысяч) османов, но ни султана, ни брата-предателя среди них не было. Тем не менее, Мехмед быстро дотумкал, что еще несколько таких «страстных ночей» и от организованной армии останутся одни воспоминания, и 22 июня ушел в Адрианополь.

Теперь поговорим о прозвище Влада - «Тепеш».

Даже далекому от лингвистики человеку, понятно, что «Тепеш» не может переводиться, как «сажатель на кол». Слишком разные корни у слова «сажать» и слова «кол». Кстати, Тепешем Дракулу при жизни никто не называл. Впервые это прозвище было упомянуто только в 1508 году. Это, на минуточку, через тридцать с лишним лет после смерти Влада. Происходит оно от «teapa» (рум. – «насаженные» или «пронзенные»). То есть, «Тепеш» правильнее было бы перевести, как «Прокалыватель» или «Насаживатель».
А вот грозное прозвище «Казыклы» (от турецкого «kazık» - кол), то есть «Коловник»  было дано Дракуле турками еще при жизни, что не удивительно, принимая во внимание приведенную выше историю.

Как и султану, Дракуле тоже было о чем подумать. Он прекрасно понимал, что Мехмед не успокоится, а маленькая Валахия в одиночку все равно долго не устоит против могущественной империи. Он отправился к венгерскому королю Матьяшу Корвину, но в ноябре 1462 года Матьяш Корвин Хуньяди внезапно арестовывает Влада и отправляет пленника в г. Буду (столица Венгрии с 1361 г., впоследствии, после присоединения еще одной части – Пешта, появился современный Будапешт), где его заключают в тюрьму.

МИФ 5. ДРАКУЛА – САДИСТ И МАНЬЯК УБИЙЦА
Это, наверное, самый главный и самый устойчивый миф о Дракуле. И возник он, как мы уже говорили выше, не из воздуха.

Арест и заключение Дракулы было шоком не только для него самого, но и для современников. Знаменитый итальянский литератор Антонио Бонфини (1427-1502 гг.) в своей «Венгерской хронике» так написал об этом событии:
«Король перешел Альпы (…) Придя туда, он, не знаю по какой причине, ибо никто  этого не понял, захватил Дракулу в Трансильвании, другого же Дракулу (Раду) назначенного в эту провинцию турками, вопреки всеобщему ожиданию, утвердил:
этого же привел в Буду пленником и держал десять лет в заточении».  
Это не было тюремным заключением в полном смысле слова. Вышеградский замок, где стали содержать Дракулу, был достаточно комфортным местом и никак не походил на каземат или камеру. По свидетельствам современников, в нем были представлены все удобства, от обширной библиотеки, до турнирной площадки. Да и не мог Корвин содержать в обычной тюрьме известного всей христианской Европе победителя турок, тем более, как показывают дальнейшие события, у короля на Дракулу были далеко идущие планы. Но, так или иначе, заключение, все же было заключением. И оно должно было иметь под собой хоть какие-то основания.

Если быть точным, то таких было аж два.
С первым не прокатило сразу. Дело в том, что Корвин обвинил Дракулу в ведении тайных переговоров с турецким султаном за его спиной. Дескать, валах писал письма, в которых клялся в преданности и обещал Мехмеду II свое содействие в завоевании Венгрии. Оригиналы писем, правда, как-то сразу «потерялись», да и остальная европейская общественность восприняла известие о союзе Влада III и султана, как явный бред.
Но Дракулу оставили под арестом, а через год нарисовалось второе основание его заключения.
В 1463 году, в Германии, по негласному распоряжению короля Матьяша, появились некие памфлеты «Об одном великом изверге», составленные неизвестным автором, главным героем которых был «ужасный злодей» Дракула. Именно из этих анонимных пасквилей «растут ноги» у вымысла о садистской жестокости валашского господаря. Дьяк нашего  великого князя Ивана III Фёдор Курицын, возглавлявший в 1482—1484 гг. русское посольство в Венгрии и создатель «Сказания о Дракуле-воеводе» пользовался тем же немецким источником. Правдивая история о ДракулеВ памфлетах описывались невиданные зверства, кои совершал Влад во время своих трансильванских походов. Там рассказывалось о тысячах замученных мирных жителях, и впервые упоминались истории о заживо сожженных нищих, о посаженных на кол монахах, о том, как Дракула приказал прибить гвоздями шапки к головам иностранных послов, и прочие подобные байки. Как со всем этим сочеталась торговля с этими же трансильванскими городами и то, что непосредственно во время походов ни кто не говорил о каких-либо жестокостях, авторы анонимки не объясняют. Зато, видимо для тех, кто в бронепоезде, памфлет снабжен несколькими гравюрами, которые «в красках» рассказывают читателю о страшных деяниях Дракулы.
Рассмотрим одну из них  (наверное, самую популярную).
За обеденным столом сидит бородатый человек в непонятной хламиде и в типично немецкой немного приплюснутой шапке-чепце. С господарем Валахии, не носившем бороды и, уж тем более, такого нелепого для его исторической Родины, головного убора – никакого сравнения. Перед ним стоят колья с нанизанными на них людьми. Так же мы видим фигуру еще одного человека, вероятно слуги, который разрубает трупы. Скажите, уважаемый читатель, Вы когда-нибудь пытались трапезничать в обществе покойников? Думаю, что Вам это даже в голову не приходило. Почему же стоит верить, на основании некоего слабо иллюстрированного издания в то, что другому человеку это было приятно? Надо признаться, что таковых оснований нет. И как-то не предвидится в дальнейшем. Ибо все россказни про неимоверную жестокость Дракулы до сих пор остаются на уровне баек и сплетен вытащенных из более чем сомнительных источников.

Теперь давайте посмотрим, ради чего Матьяшу Корвину потребовалось такой огород городить?
Тогдашний римский папа Пий II, хоть и был философом и мечтателем, но грезил большим крестовым походом. Уж не знаю, папа ли настоял на том, чтобы поход организовал венгерский король, или Корвин сам вызвался, но денежки на это дело ему были дадены. И денежки немалые (сорок тысяч гульденов). По всей видимости, Матьяш совсем не горел желанием ввязываться в противостояние с султаном, но деньги на поход взял. А значит со временем, нужно было как-то отчитаться за «освоение бюджетных средств», а с учетом того, что «освоили» их далеко от крестоносных идеалов, надо найти того, на кого все это можно повесить. Из Дракулы сделали тривиального стрелочника в финансовой махинации. Сначала обвинили в предательстве, а потом еще и в маниакальной жестокости. В растрате средств, Влада, конечно, ни кто не винил, его арест нужен был для бесконечного затягивания начала похода. И расчет Корвина, так или иначе, оправдался.
В 1464 году в возрасте 59-ти лет умирает Пий II. Венгерский король, вроде, никому ничего не должен, Дракулу можно отпускать. Но не все так просто.

МИФ ПОСЛЕДНИЙ. ДРАКУЛА – ВАМПИР
Правдивая история о ДракулеКороль Матьяш понимает, что Влад, как пленник становится для него абсолютно бесполезным. Только просто так освобождать строптивого валаха – это себе дороже. И сын легендарного Хуньяди (недаром ему памятники в Венгрии ставили) принимает мудрое решение, которое, впрочем, окончательно подтверждает, что измышления о Владе, как о кровавом маньяке, были ложью от начала и до конца. Он не только берет с него клятву в верности, но и решает породниться с Дракулой, и выдает за него свою двоюродную сестру. Возможно, король так не любил кузину, что отдал бы ее за первого встречного. Но не настолько же, чтобы взять в родственники такого  «великого  изверга»? Подобное родство могло бросить тень на весь его род, и Матьяш это прекрасно понимал. Как понимал и то, что Влад вовсе не был кровавым маньяком, коим, с его же подачи, представили в немецких памфлетах.
Но были, скажем так, обстоятельства.
Во время правления Валахией брата Дракулы Раду, страна  полностью попала под власть Турции. А это совсем не входило в планы нового римского папы Сикста IV.

И вот, летом 1476 года, Влад III, как один из полководцев венгерской армии, выступил в поход для освобождения захваченной турками Валахии. Армия проходила и по территории Трансильвании, где, как сообщали документы того времени, граждане городов с восторгом приветствовали возвращение "великого изверга", который, если верить немецким  памфлетам, несколько лет назад совершал там ужасные казни.

В конце ноября 1476 года, в ходе жестоких боев, Влад выбил османов с территории Валахии. Но и сам продержался на троне недолго. Всего около месяца.
На сегодняшний день есть две версии гибели Дракулы. По одной из них, наименее достоверной, во время боя его убили свои же, перепутав с турецким солдатом. По другой, господарь был убит в ходе спонтанного боярского заговора. Вторая версия имеет больше прав на существование. Ибо кому, как не валашским боярам, более других бояться возвращения на престол Влада III Басараба?

В вампира Дракулу превратил британец ирландского происхождения Брем Стокер.
Книга этого театрального менеджера «Дракула» увидела свет в 1897 году и практически сразу стала бестселлером. Это было произведение в популярном тогда стиле «готического романа». Существенным отличием его было то, что роман был составлен из писем и дневников главных героев, и то, что у стокеровского вампира был реальный прототип.
Основные знания о Дракуле и природе румынских верований в вампиров Стокер почерпнул из книги шотландской писательницы Эмилии Жерар «Страна за лесом» (1888 г.), посвященной Трансильвании. Поэтому и сам автор, немного пофантозировав, с легкой руки назвал Дракулу графом и поместил его замок в Трансильвании.

Теперь давайте зададим себе вот какой вопрос: а действительно были ли предпосылки к тому, чтобы среди простого народа Влада Дракулу воспринимали как вампира?
А, на самом деле, и да, и нет.
Дело в том, что по опять же неподтвержденной информации, Матьяш Корвин освободил Влада с условием, что тот примет католическую веру. А по древним поверьям, любой при жизни сменивший вероисповедание, после смерти может стать вампиром. Вот только здесь есть одно большое «но».    
Правдивая история о ДракулеКак известно Влада Дракулу похоронили в островном монастыре Снагов. И не просто на монастырской территории, а в помещении главного храма. По православным традициям, такой чести удостаиваются либо игумен монастыря, либо его основатель. Но никак не человек, поменявший веру.
Так как о повторном обращении Дракулы в православие никаких свидетельств не имеется, то очень возможно, что венгерский король вовсе не предлагал валашскому господарю изменить православию. В пользу этого говорит тот факт, что ранее Влад приносил клятву в верности предшественнику Матьяша Корвина, королю Ласло V, и никаких предложений о перемене веры от того не последовало.

На самом деле, на сегодняшний день существует два диаметрально противоположных мнения о Дракуле.
Правдивая история о ДракулеОдни считают его, вслед за анонимными немцами, страшным маньяком и душегубом, другие же национальным героем. Надо сказать, что в пользу последних говорит гораздо больше исторических фактов (и выводов из них), чем в пользу первых. Возможно поэтому, а вовсе не в угоду туристическому бизнесу, в современной Румынии выпускаются сувенирные изображения Влада Дракулы и тематические почтовые марки. Возможно, поэтому до сегодняшнего дня серьезные историки говорят о нем, как о патриоте страны и герое своего времени.

Несерьезные румынские историки, например, те же гиды, также воспринимают Дракулу, как национального героя. Правда, иногда с небольшим вампирским колоритом.
Но это для туристов.

Re: Дракула-миф или реальность?

30 апр 2022, 08:48

Граф Дракула - выдумка или историческая личность?


Изображение


Слово "вампир" пришло к нам из венгерского языка, а большинство преданий о них родилось в Восточной Европе. Ирландец Брэм Стокер, написавший знаменитого "Дракулу", позаимствовал этот сюжет из легенд о Владе IV (его родовое звание и имя - граф Дракул) - трансильванском дворянине, который жил в XV веке и сражался против турецкого ига. Влад Дракул также был известен своими садистскими наклонностями - он наслаждался истязаниями пленных узников. Легенда гласит, что граф любил устраивать пирушки среди огромного количества заостренных деревянных кольев, на которые были насажены тела турок, плененных в бою, поэтому он вошел в историю под прозвищем Тепеш (написание слова может варьироваться: иногда его пишут как Цепеш, иногда как Тепес - "Сажающий на кол"). Не меньше ужаса навевал Тепеш и на своих соотечественников. В окрестностях его замка частенько исчезали люди. За высокими каменными стенами свершались «ужасные и богомерзкие дела». В одной из историй об этом замке графа назвали "вампиром". Его пристрастие к крови разделяли и другие карпатские дворяне. В 1610 г. по указу венгерского короля была казнена графиня Элизабет Батори. Она, неплохо разбиравшаяся в оккультизме, узнала, что может продлить молодость и красоту, если будет купаться в крови молодых девушек (тут, кстати, не грех будет вспомнить одного из докторов тех времен, который считал, что продлить жизнь и сохранить молодость можно благодаря употреблению «молодой» крови). Многие ничего не подозревавшие девушки были завлечены в ее замок, а затем обескровлены и похоронены там. Но одной из них удалось бежать, она и поведала эту ужасную историю. В наказание за совершенные злодеяния "кровавую" графиню заживо замуровали в ее собственной спальне. Из таких мрачных историй рождались легенды о вампирах. В 1897 г.

Изображение


Стокер в своем романе создал, опираясь на исторические факты и частично домысливая историю, образ самого графа Дракулы. Вот как описано первое явление графа Дракулы в романе Брэма Стокера:

"Внутри стоял высокий старик, чисто выбритый, с длинными седыми усами, одетый с головы до пят во все черное, без единого цветного пятнышка. Он продвигался вперед рывками. Сжимая мою руку с такой силой, что я сморщился от боли, несмотря на то, что его собственная рука была холодна, как лед, и больше подошла бы покойнику, чем живому человеку... Лицо его было властным - очень энергичным - с тонким орлиным изогнутым носом и особенно раздувающимися ноздрями, с величественным высоким лбом. На висках волосы были жидкими, но зато в остальных местах сильно разросшимися. Густые брови его почти что срастались на переносице... Рот застыл в зловещей улыбке, открывая чрезвычайно острые зубы, которые даже выступали за губы, чей ярко-красный цвет свидетельствовал об изумительном здоровье старика, несмотря на его возраст. И наконец, бледные уши его по краям были необычно заострены, а подбородок широк и массивен, щеки же казались напряженными и тонкими. Первое, что бросалось в глаза, была его мертвенная бледность...Нельзя было не заметить, что они [его руки] были довольно крепкими, крупными, с короткими толстыми пальцами. Самое странное, что на ладонях его росли волосы. Длинные тонкие ногти на концах были заострены. Когда граф наклонился и прикоснулся ко мне, я не смог подавить дрожь. Во всех его чертах и в голосе было спокойствие, но когда я слушал его, то откуда-то издалека, снизу, с улицы до меня донесся волчий вой. Глаза графа заблестели, и он произнес: "Слушайте их - детей ночи. Какая чудесная музыка!"

Сложно сказать, насколько точен был описываемый Стокером образ графа, однако учитывая осведомленность автора в истории того времени и в различных легендах и преданиях, сбрасывать со счетов подобный вариант не стоит.

Изображение


*** Выдержки из книги «Dracula» Дональда Фом. Metuchen, N.J. 1975

*Румынский господарь Влад III, более известный как Дракула (1431-1476), происходил из рода Басараба Великого, правителя Валахии (1310-1352), в тяжелой борьбе отстоявшего независимость своего государства от Венгрии. Дед Дракулы - воевода Мирча Старый (1386-1418) - благодаря своей государственной мудрости и военным удачам заслужил славу румынского Шарлеманя, хотя в итоге признал себя вассалом Османской Турции. Но тут уж у него просто не было выхода. В XV веке православная Валахия оказалась яблоком раздора для двух супердержав - Венгрии и Оттоманской Порты. За Венгрией стояло тогда все католичество, предпринявшее
очередное наступление на православие, Порта же, борясь за лидерство в исламском мире, претендовала и на лидерство глобальное. Сохранить независимость, воюя на два фронта, не представлялось возможным, однако уступка Венгрии повлекла бы католизацию страны, а Порта в религиозной политике отличалась большей терпимостью. Мирча Старый выбрал меньшее зло, на его, конечно, взгляд. Борьба двух супердержав реализовывалась в смене хозяев валашского трона. Как правило, принц из династии Басараба, претендовавший на трон, уже занятый ставленником одной из держав, получал поддержку (финансовую, военную и т.п.) от ее соперницы. После чего претендент, опираясь на группу недовольных бояр, затевал смуту и, если удача ему сопутствовала, становился господарем. Отец Влада III - Влад II - захватил престол в 1436 году, свергнув двоюродного брата при поддержке венгерского короля Сигизмунда Люксембурга. Но позже, уступая турецкому давлению, Влад II вынужден возобновить вассальные обязательства валашских господарей и отправить заложниками ко двору султана двух сыновей - - Влада и Раду. Венгрия, конечно, тоже усилила давление, и Владу II постоянно приходилось маневрировать, изыскивая компромиссы. Тем не менее, в 1447 году он был убит по приказу регента венгерского королевства легендарного Яноша Хуньяди, а валашский престол занял новый венгерский ставленник. В 1448 году семнадцатилетний Влад предпринял первую попытку захватить престол. Воспользовавшись тем, что войска Хуньяди были разгромлены турками, Влад с турецкой помощью воцарился под именем Влада III. Но - ненадолго: венгерский протеже, собравшись с силами, вернул престол. Он, однако, проявил излишнюю самостоятельность, и в 1456 году Влад III - теперь уже при поддержке Яноша Хуньяди - вновь вступил во владение отцовским наследством. На этот раз Влад III правил, сохраняя верность роду Хуньяди, и даже помог утвердиться на венгерском троне сыну Яноша - Матьяшу. Провенгерская политика пришлась не по нраву Турции, что и обусловило войну, начавшуюся в 1461 году. Влад III сам вторгся на территорию противника, и разгневанный султан Мехмед Завоеватель лично повел войска против взбунтовавшегося вассала. Влад III рассчитывал на помощь двоюродного брата молдавского господаря Стефана Великого и короля Матьяша, однако надежды не оправдались. Родственник не только не пришел на помощь, но еще и попытался захватить валашскую пограничную крепость Килию, а Матьяш Венгерский не счел нужным ввязываться в войну, хоть и получил от папы Римского деньги на новый крестовый поход против турок. Оставшись без союзников, Влад III, тем не менее, продолжал войну, причем даже турки удивлялись его храбрости, жестокости и таланту полководца. Но силы были не равны: валашский господарь потерпел поражение и бежал во владения венгерского короля, бросив разгромленную армию.

Изображение


Новым господарем в 1462 году стал его брат Раду по прозвищу Красивый, а Влада III Матьяш Хуньяди заточил в темницу, инкриминировав бывшему союзнику сговор с турками. Историки спорят о том, насколько обоснованно было обвинение, но, в любом случае, Матьяш сумел оставить у себя папские деньги, избежав под благовидным предлогом нежелательной тогда войны с Турцией. В тюрьме Влад III оставался более десяти лет и получил свободу, лишь перейдя в католичество. Затем он женился на родственнице короля и, заручившись помощью Хуньяди, в 1476 году третий раз вторгся в Валахию. Владу III удалось захватить столицу, но вскоре он погиб в бою, причем обстоятельства его смерти до сих пор толком не выяснены. "Мировую известность" Влад III обрел еще при жизни. Главным образом - благодаря неистовой отваге и столь же неистовой кровожадности, которая даже в мрачную эпоху Позднего Ренессанса казалась паталогической. Он был немыслимо жесток и к врагам, и к союзникам, и к подданным: рубил им головы, сжигал, сдирал кожу, принуждал к людоедству, варил заживо, вспарывал животы, сажал на кол и т.д. и т.п. В сажании на кол Дракула особенно преуспел. Однажды безо всяких причин он напал на свой же ни в чем не повинный город и умертвил под пытками 10 тысяч подданных. Многие из них были посажены на кол - так он заработал еще одно прозвище - "тепес", или "колосажатель". Во время самого дикого из устроенных им побоищ в 1460 году в день Святого Варфоломея в одном из городов Трансильвании было посажено на кол 30 тысяч человек. Дракула был не просто садистом. Его жестокие кары имели некий политический смысл. К примеру, когда посланники турецкого двора осмелились не снять головные уборы в его присутствии, он приказал гвоздями приколотить тюрбаны к головам, что было, несомненно, вызывающе смелой демонстрацией независимости. В зависимости от социального статуса приговоренных колы различались по длине, диаметру, цвету, из них составлялись прихотливые геометрические фигуры - нечто вроде "сада пыток", где Влад III любил пировать на досуге, причем трупный смрад и стоны агонизирующих отнюдь не портили его аппетит. Вот почему в историю Румынии Влад III вошел под прозвищем "Цепеш" (букв. "Насаживатель-на-кол"). Даже в венгерской тюрьме Влад III, оставался верен своим пристрастиям: ловил или покупал мышей и птиц, которых пытал, сажал на кол и обезглавливал. Неистовость Влада III (в немецких источниках его называют "wutrich" - "неистовый", "изверг", "лютый"), похоже, изрядно надоела не только врагам, но и подданным и в 1974 году они убили Цепеша в возрасте 45 лет.

Изображение


Его отрубленную голову законсервировали в меду и доставили в качестве трофея султану. Согласно версии XV века, Влада III в бою приняли за турк а и, окружив, пронзили копьями, о чем, заметив ошибку, весьма сожалели. Но если все так и было, то почему же Влад III, успев зарубить пятерых нападавших, не успел объяснить остальным, что он - их воевода? И зачем "скорбящие" соотечественники, о трубив голову мертвому господарю, послали ее султану? Кровожадную изощренность валашского воеводы европейцы обычно воспринимали в качестве некоей восточной экзотики, абсолютно неуместной в "цивилизованной" державе. Например, когда Джон Типтофт, граф Уорчестер, вероятно, наслушавшись об эффективных "дракулических" методах во время дипломатической службы при папском дворе, стал сажать на кол линкольнширских мятежников в 1470 году, его самого казнили за поступки - как гласил приговор - "противные законам данной страны". Историки различным образом оценивали роль Влада III. Одни видели в нем национального героя Румынии, защитника от мусульманской экспансии, борца с боярскими злоупотреблениями (К.Джуреску), другие считали Влада III беспринципным тираном, ничем не отличающимся от других государей-"макиавеллистов" Позднего Ренессанса, называли его правителем- "террористом", предтечей Сталина и Гитлера (Р.Макнелли и Р.Флореску). Однако, по общему мнению, репутацию вампира- чернокнижника Дракула приобрел лишь в конце XIX века - благодаря воображению и таланту Брема Стокера (1847-1912), автора знаменитого романа "Дракула"(1897). Действительно, в письменных источниках нет упоминания о чернокнижничестве и вампиризме валашского господаря. Но если принять во внимание специфику этих источников, то выясняется, что фантазии английского романиста были отнюдь не беспочвенными.

Изображение


В XV веке, как, впрочем, и ранее, в Валахии не велись хроники - ни официальные (княжеские), ни монастырские. Сохранились лишь десятки писем самого Дракулы (на латыни и церковнославянском языке), да поздние записи фольклорных преданий о жестоком , ироничном, коварном, но мудром и отважном Цепеше. Что касается иностранных источников, то здесь наиболее значительны немецкие, венгерские, поздневизантийские и русские. Среди немецких следует выделить десятки печатных памфлетов XV века, повествующих о "садистических" деяниях господаря-изверга, а также аналогичной тематики стихи венского миннезингера М.Бехайма. Точка зрения венгров представлена итальянским гуманистом А.Бонфинио, автором латинской хроники, подвизавшимся при дворе Матьяша Хуньяди. Она мало чем отличалась от немецких текстов - о православном государе, сжигавшем католические монастыри, писали католики. С большей симпатией относятся к Дракуле византийские историки XV века Дука, Критовул, Халкондил, но и они, главным образом, пересказывают истории о свирепых шутках Цепеша. На Руси же было популярно , где основным преступлением Влада III объявлялась измена православию. Все истории о Дракуле напоминают анекдоты. Вот Дракула, встретив крестьянина в ветхой рубахе и узнав, что жена у него ленива, приказывает отрубить ей руки и посадить на кол: лентяйке руки не нужны - она и так безрукая, а потому и жить ей незачем. Или, например, Влад, взойдя на престол, спросил у бояр, сколько господарей знал каждый из них, и даже самый молодой боярин перечислил семерых; тогда Дракула сказал, что век
господарский короток из-за постыдных боярских интриг, а коль так, то и бояре не должны жить дольше, чем их повелители - справедливость господарь восстановил на свой лад, повелев казнить собравшихся. "Анекдотичность" сближает письменные источники с народными преданиями о Цепеше, что неудивительно. Нерумынские авторы, как правило, тоже основывались на рассказах очевидцев (или выдававших себя за таковых), т.е. на сюжетах, имевших фольклорное бытование, ведь тогда повести о "чужой земле" и воспринимались как легенды. Следовательно, весь корпус "дракулических" текстов - по сути фольклорен, а у фольклора свои законы. Авторитетный исследователь С.Н.Азбелев в связи с этим указывал, что фольклор "очень редко сохраняет точность фактических деталей, но у него есть другое преимущество: эпос может хранить веками без радикальных изменений ту обобщенную оценку сущности события, какая отложилась в сознании широкой общественной среды". Потому сведения о Дракуле надлежит интерпретировать не только в историко-прагматическом аспекте, но - и прежде всего - в мифологическом. Это касается самого имени, точнее прозвища Влада III Дракула.

Изображение


Федор Курицын, характеризуя Влада III, прямо говорит, что "именем Дракула влашеским языком, а нашим - Диавол. Толико зломудръ, яко же по имени его, тако и житие его". Тут русский книжник XV века допускает ошибку, хотя и не принципиальную. По-румынски "дьявол" - это "дракул", а "Дракула" - "сын дьявола". Прозвище "Дракул" получил отец Влада III, однако историки традиционно объясняют, что связь с нечистой силой тут ни при чем. Отец Дракулы, еще не заняв престол, вступил при дворе Сигизмунда Люксембурга в элитарный Орден Дракона, основанный венгерским королем ("по совместительству" - главой Священной Римской исмперии) для борьбы с неверными, главным образом - турками. Орден этот, его элитарный характер и герб описаны Э.Виндеке, современником и биографом Сигизмунда Люксембурга. Став господарем, Влад II по-прежнему относился к рыцарским обязанностям настолько серьезно, что повелел изобразить дракона - элемент орденской символики - даже на монетах, хотя изображение на монетах считалось сакральным, почему, кстати, фальшивомонетчиков и карали так жестоко. Соответственно, неуемный рыцарь и заработал мрачноватое прозвище: "Дракул" означает по-румынски не только "дьявол", но и "дракон". И все-таки, излагая "эмблематическую" версию, даже её сторонники Р.Флореску и Р.Макнелли оговариваются: возможно, современники понимали прозвище господарей буквально. Смысл орденской символики государь не разъяснял всем и каждому, зато изображение дракона вызывало у многих вполне определенные ассоциации. Опять же, Орден Дракона в качестве орудия борьбы с неверными выглядит довольно странно, а если учесть, что создавался он в эпоху небывалого распространения всякого рода ересей и чернокнижничества, то возникает закономерный вопрос: не поклонялись ли рыцари дракону-дьяволу? Прямых свидетельствРазвалины замка Дракулы того, что Влад II считался колдуном, нет, однако, если прозвище "Дьявол", немыслимое для христианского государя, все же закрепилось (вне зависимости от причин его появления), значит, в народном сознании сложилось соответствующее представление. То же самое можно сказать и о Владе III. Чем бы ни было обусловлено прозвище господаря, оно сохранилось в фольклоре, т.е. информация, в нем заложенная, оставалась актуальной. Имя "Дракула" можно понимать и как "сын человека по прозвищу Дьявол" (Халкокондил именует "Дракулой" и Цепеша, и Раду Красивого - другого сына Влада II), и как "приверженец Дьявола, следующий путями тьмы". Такого рода указания вовсе не обязательно относятся к области морали, чаще всего имеется в виду связь с не чистой силой. Не случайно замок Дракулы местные крестьяне, о романе Стокера не слыхавшие, даже в ХХ веке считали местом нечистым. Примечательно и то, что многие "дракулические" предания повествуют о кладах, спрятанных валашским господарем, который непременно убивал ни в чем не повинных свидетелей, а подобные эпизоды характерны для легенд о колдунах и разбойниках. Клад не эквивалент банка, а ценность золотых монет и украшений опредляется не только их реальной стоимостью. Это, как указывает В.Я.Пропп, "утратившие свою магическую функцию предметы из потустороннего мира, дающие долголетие и бессмертие". В русском все прямо названо своими именами: жестокий властитель приказал мастерам изготовить специальные бочки, сложить туда золото и опустить на дно реки, после чего Дракула "мастеровъ тех посеща повеле, да никто ж увесть съделанного имъ окаанства, токмо тезоимениты ему диаволъ". Автор как бы расшифровывает миф, подчеркивая, что валашский господарь не просто тезка дьявола, но и действует словно колдун, по определению с дьяволом связанный. В контексте "колдовства" Дракулы стоит вспомнить об уже упоминавшемся нападении молдавского господаря Стефана Великого на крепость своего кузена Влада III. При осаде Стефан был ранен стрелой, тяжело заболел и отступил.*

Изображение


*** Подводя итог, надо сказать, что теорию того доктора, который считал возможным продление жизни благодаря употреблению молодой крови, не сбрасывают со счетов и современные доктора. Правда принцип ее употребления другой – его заменило переливание крови.
Ответить