Добро пожаловать на форум!

Насколько мы можем понять, вы еще не зарегистрированы у нас.
Чтобы получить доступ ко всем функциям и разделам форума, просим вас пройти процедуру регистрации.
[ +/- ]



 [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
Алоя-Дана
 Заголовок сообщения: Код Чингисхана и Книга о тартарах
СообщениеДобавлено: 27 авг 2012, 06:20 
Форумный бабай
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 июл 2009, 19:53
Предыдущее посещение: 17 мар 2018, 17:47
Сообщения: 49258
Знак Зодиака:
Весы
Откуда: г.Киев
Зазеркальная империя Чингисхана. Ребус для историков

В средние века было написано много сочинений о Чингисхане. Большинство досконально изучено историками. Но некоторые ставят ученых в тупик. Например, удивительная «Книга о тартарах» Иоанна Плано да Карпини.

Изображение


***


В 1241 году войска хана Бату, пройдя огнем и мечом через русские княжества, вторглись в Центральную Европу. Монголы взяли Краков и разгромили польско-немецкую армию при Легнице. Не устояли и венгерские рыцари в битве на реке Шайо. Пал Загреб и монголы вышли к Адриатике. Под угрозой оказалась Вена.

Но в это время в Каракоруме умер великий хан Угэдэй, и Бату был вынужден вернуться в степи Поволжья, дабы участвовать в избрании нового правителя Монгольской империи. Запад облегченно вздохнул. А когда шок прошел, появилось любопытство: с кем пришлось столкнуться христианскому миру? Уж не апокалиптические ли это народы Гог и Магог, которые должны появиться перед Судным днем? А может, это потомки десяти колен Израилевых, ушедших за золотым тельцом и канувших в неизвестность?

Изображение


Александр Македонский сооружает крепостную стену у границ мира, дабы обезопасить ойкумену от варварских народов — йаджудж и маджудж (библейские Гог и Магог). Миниатюра из «Шахнаме» («Книги о царях»). Иран, XIV век


Ребус для историков

Пятого марта 1245 года папа Иннокентий IV подписал буллу, адресованную «царю и народу тартарскому», в которой укорял монголов за вторжение в христианские земли и призывал обратиться в истинную веру. Доставить послание понтифика было поручено папскому легату францисканцу Иоанну Плано да Карпини, которого сопровождал собрат по ордену — Бенедикт Поляк. Правда, святой престол не планировал специальное дипломатическое путешествие в Центральную Азию. Карпини поручалось только доехать до ближайшего монгольского стана, вручить письмо и дождаться ответа.

Однако обстоятельства сложились так, что, вопреки намерениям римской курии, монахам пришлось углубиться в неведомые земли. У монголов было правило: все иностранные послы должны отправляться ко двору великого хана. Поэтому Бату отослал францисканцев в Каракорум. Надо полагать, возможность лично вручить письмо папы «царю тартар» была неожиданностью для папских послов.

Прибыв в ханскую столицу, Карпини проявил себя хорошим дипломатом. Следуя предписаниям имперского этикета, он не только преклонил колена на аудиенции с великим ханом Гуюком, но и поклонился золотой статуе Чингисхана. Для встречи с Гуюком он даже облачился в шитый золотом монгольский халат, признав тем самым в глазах двора приоритет хана над папой римским. В Италии об этом, естественно, не знали. Но игра стоила свеч — на родину Карпини вернулся с бесценным документом.

Речь идет о его сочинении — «Книге о тартарах». Этот труд до сих пор считается одним из главных источников, освещающих историю монгольского государства в XIII веке. Здесь собрано все: от обряда погребения нойонов (светских феодалов. — Прим. ред.) до военной стратегии войска. И только одна глава вызывает недоумение у исследователей. Это пятая глава сочинения — «О происхождении империи тартар и ее знати и о власти императора и его первых лиц».

Кратко фабула пятой главы выглядит следующим образом. Разделив свое войско на три части, Чингисхан приказал нойонам отправиться на покорение новых земель и не сметь возвращаться раньше чем через 18 лет. Войско правой руки вторглось в царство Пресвитера Иоанна (Великую Индию), но потерпело поражение, поскольку инды поставили в авангарде своего войска посаженных на лошадей медных всадников, управляемых людьми, сидящими сзади. Всадники эти были практически неуязвимы и метали огонь на большее расстояние, нежели могла пролететь монгольская стрела.

Позже воины Чингиса оказались в Земле псов: женщины там имели облик людей, а мужчины — собак. Готовясь к сражению, псы несколько раз окунались в ледяную воду, а потом, по словам Карпини, «катались в пыли, так что пыль, смешавшись с водой, застыла на них». Так их шерсть превратилась в ледяной панцирь, неуязвимый для монгольских лучников. Непрошеные гости вновь проиграли. На обратном пути они дошли до страны Буритибет, народ которой имел обычай поедать умерших отцов. Тут наконец победа осталась за монголами.

Войско левой руки отправилось на север. Совершая рейд к границам мира, оно попало в землю паросцитов, питающихся исключительно паром. Также степнякам повстречались быченогие и песьеглавые люди. Ни с одним из племен монгольская рать в бой не вступила. На обратном пути они пришли в землю половинотелых людей, каждый из которых имел только одну руку и одну ногу. Монголы и монстры устроили состязания по стрельбе из лука и скорости передвижения. Превосходство оказалось на стороне одноногих.

Главное же войско, ведомое самим Чингисханом, отправляется к восточным пределам мира. В начале похода монголам открылись Каспийские горы, состоящие из адаманта (алмазного камня). Магнитная сила гор лишила ратников оружия и железного снаряжения. Миновав эти края, войско хана прошло через большую пустыню и оказалось в землях, где восход солнца сопровождался нестерпимым шумом. Монголы не смогли его вынести и ретировались. Теперь степняки вновь оказались в пустыне. Провианта не хватало, и Чингисхан отдал приказ съедать каждого десятого. Только так войску удалось выжить. Когда же Чингисхан вернулся в свои родовые земли, Небо убило его ударом грома. Завершается рассказ пророчеством, что через 18 лет Монгольская империя рухнет под ударами некоего народа.

***


Изображение


Кинокефалы. Миниатюра из «Книги о разнообразии мира» Марко Поло. Франция, Париж, XV век. Итальянский путешественник считал, что псеглавцы живут на Андаманских островах


Взламывая код


Обычно историки, интерпретируя пятую главу книги, говорили об особенностях средневекового менталитета, о привычке тогдашних рассказчиков насыщать повествование упоминаниями неведомых земель и чудесных существ. Иными словами, Карпини подозревают в собирании сказок. Но, может быть, здесь кроется нечто большее?

Бросается в глаза, что Карпини почти не использует стандартные сведения, которые были в ходу у западных картографов. Речь у него идет только о реалиях монгольской истории. Но что-то здесь не то: Чингисхан постоянно терпит поражения. А не трюк ли это? Вероятно, здесь используется инверсия — переворачивание смысла. Так, например, рассказ о медных всадниках, с помощью которых инды разбили степняков, не что иное, как инверсия военной хитрости самих монголов, укреплявших на лошадях войлочные фигуры, дабы создать у противника иллюзию многочисленности своих рядов.

***


Изображение


Плано да Карпини (ок. 1182–1252). Средневековые источники описывают его как «добродушного грузного человека, столь грузного, что ему приходилось ездить на осле вместо лошади». «Всюду, куда бы он ни поехал, он вызывал внимание и симпатию. Он был любим братией за смелость и за то, что заботился о своих собратьях, как мать о сыновьях»


Более сложен для понимания сюжет о присоединении к империи Буритибет. Ничего общего с Тибетом эта страна не имеет: ее название складывается из двух монгольских слов — buri (волк) и töbet (кобель). Образы пса и волка играли важную роль в символике Монгольской империи, воплощая воинскую силу. Но если в Земле псов монголы проигрывают «истинным» псам, чьей пищей была живая кровь, то в Буритибете одерживают сомнительную победу над «народом волков», пожирающих мертвую плоть.

Получается, что монголы сражались с противником-травести, чей образ высмеивает основы монгольской идентичности. Приказ съедать каждого десятого очевидно касается десятеричного устройства монгольской армии, когда в случае бегства одного воина казнили весь десяток. Наконец, смерть Чингисхана от молнии — пародия на великий имперский миф, объявивший Темучина (имя Чингисхана до избрания императором. — Прим. ред.) сыном Неба.

Итак, ключ к некоторым тайнам пятой главы найден — это инверсия, объединяющая весь текст и задающая его смысл. Но зачем этот художественный прием понадобился Карпини? Попробуем расширить круг поисков.

В 1965 году американский филолог Джордж Пейнтер сравнил содержание пятой главы «Книги о тартарах» со средневековым рыцарским «Романом об Александре». Основания для этого были. Цари-завоеватели, Чингисхан и Александр Македонский, попадают в легендарные страны, сражаются с чудовищами и сталкиваются с загадочными природными явлениями. Но на этом сходство и заканчивается. Там, где Александр находит выход из трудных ситуаций, Чингисхан проигрывает.

Продолжая свою эвристическую работу, Пейнтер отыскал в средневековом арабском сочинении «Чудеса Индии» рассказ о магнитной горе, притягивающей путников, если у тех было железное снаряжение. Магнитная гора есть и в тексте Карпини, только путники в арабских сочинениях знают, как ее преодолеть, а Чингисхан не знает, как с ней бороться, и терпит очередное поражение. Его войско теряет все свое оружие. Пейнтер не проявил дальнейшего интереса к собранной им информации, но его подход компаративиста указал, в каком направлении стоит вести расследование.

Борхес предупреждал, что книга, которую вы задумали написать, уже стоит на одной из полок бесконечной библиотеки. Но в этой убийственной иронии скрыта надежда для ученого: для того чтобы открыть загадку средневекового текста, следует найти другой средневековый текст, где изложен ответ. Главное правило: искомое должно совпадать с исходным по ключевым элементам.

В процессе исследования выяснилось, что в пятой главе сталкиваются два образа: сыну Неба, возглавлявшему непобедимые армии, противопоставлен его зеркальный двойник, воитель, ведущий в неизвестные пространства армию без оружия. Теперь ясно, что пятая глава — это не разрозненный набор сказок. Вероятно, это самостоятельный текст, объединенный общей идеей и вставленный в «Книгу о тартарах». Назовем его условно «Романом о Чингисхане», а его автора будем именовать N. О том, кем мог быть N, мы поговорим позже, а сейчас попробуем разобрать два ключевых сюжета — рассказ о шумящем солнце (как предвестнике смерти Чингисхана) и о самой гибели завоевателя.

Итак, сюжет о земле шумящего солнца. По замыслу автора Чингисхан стремится повторить самое великое деяние Александра, которому удалось побывать у места восхода солнца. Однако армия Чингиса, достигнув восточного края земли, не выдерживает внезапного шума восходящего светила и покидает враждебное пространство. С собой они уводят в плен местную женщину. Она-то и сообщает им важный секрет. Оказывается, шум солнца можно было победить грохотом барабанов.

В персидском сочинении XIII века «Чудеса мира» упоминается недоступный город на востоке, где солнце восходит со страшным шумом. Его обитателям приходится заглушать его грохотом барабанов. Как видим, совпадают два элемента (шум солнца и барабаны). Однако этого недостаточно. Следующий шаг — поэма персидского автора XII века Низами Гянджеви об Искандере (Александре Македонском).

Вот он, искомый эпизод. Искандер, влекомый жаждой странствий, прибывает в город на краю земли и, заранее предупрежденный мудрецом, знатоком путеводных книг о смертоносном шуме солнца, на рассвете приказывает бить в барабаны, чем спасает свою армию. Совпадает все, за исключением одной детали, меняющей смысл эпизода. Мудрец заменен пленницей, но ее правильный совет приходит слишком поздно и потому звучит как ирония. Чингисхан не владеет магическими знаниями, позволяющими справиться с шумом солнца. Одновременно здесь обыгрывается официальная формула, прославляющая подвиги Чингисхана, который «покорил мир от восхода солнца до захода».

Судя по всему, N воспользовался именно историей, рассказанной Низами. Если мысль об исходном сюжете верна, значит принцип инверсии работает на всех уровнях текста загадочной пятой главы: как на внешнем (заимствование сюжетов из других источников, в основном из книг об Александре), так и на внутреннем (детали повествования, которые больше нигде не встречаются, как, например, сведения о Земле псов или Буритибете).

Теперь можно применить этот ключ к рассказу о смерти Чингиса. Это не что иное, как пародия на официальную легенду о героической гибели великого завоевателя. Согласно ей, Чингиса в бою поразила стрела. N превращает героическую смерть в негероическую: Небо во гневе своем убивает сына Неба (здесь пародиен и сам факт убийства героя собственным родителем, и то, что у монголов, как сообщает «Книга о тартарах», смерть от грома считалась нечистой). Тем самым Чингисхан утрачивает свой божественный ореол.

Можно вновь углубиться в чтение восточных космографий. Нужную информацию встречаем у того же Низами. В его сочинении описывается гибель Искандера Двурогого (как еще называли Александра за украшения на его шлеме). Полководец слышит голос Неба, предупреждающий его о скорой смерти, ибо не осталось земных пределов, которых бы не видел Искандер. N опять переворачивает все с ног на голову: Темучина Небо губит не потому, что тот дошел до пределов мира, а потому, что преступил его дозволенные пределы.

***


Изображение


Александр Македонский убивает чудовище Хамаша. Миниатюра из «Шахнаме» («Книги о царях»). Иран, XIV век. В «Книге о царях» собраны многочисленные сюжеты из легендарной истории Искандера, которые потом активно заимствовались не только восточными, но и западными средневековыми авторами


Что могут переводчики


Пришло время поговорить о возможном авторе «Романа о Чингисхане», таинственном N. К середине XIII века реальная биография Чингиса превратилась в миф. Это было результатом борьбы кочевой аристократии с гражданскими чиновниками при дворе великого хана. Первые стремились к продолжению войн, вторые выступали за сохранение статус-кво: зачем монголам тропические леса Вьетнама или болота Месопотамии?

Чиновники, стремясь ограничить роль военных в управлении империей, провозгласили Чингисхана не просто завоевателем, а преобразователем мира, мудрым законодателем: в этой версии мифа победы Чингисхана определялись высшей силой, а не стараниями нойонов-сподвижников. Возникли два взаимоисключающих образа Чингисхана — разрушитель вселенной и культурный герой. Это признают большинство историков. А вот вытекающая из этого гипотеза большинством нынешних историков категорически отрицается. Она кажется почти невероятной, но на сегодня другого объяснения загадочной пятой главы в книге Иоанна Плано да Карпини нет.

Я полагаю, что некий близкий ко двору переводчик-интеллектуал придумал каверзный игровой текст о Чингисе в ответ на безумное мифотворчество придворных партий. (Что остается делать интеллигентам в обстановке тотального вранья — только иронизировать.) Видимо, импульсом тому послужило то, что в канцеляриях стали активно составлять каталоги — списки покоренных Чингисханом стран, названия которых путались на разных языках.

Поддавшись игре, он дополнил эти списки вымышленными странами. Стремительно расширяющиеся границы империи безвестный автор раздвинул за пределы освоенного мира, направив военную экспедицию Чингисхана в Зазеркалье, чтобы одновременно подвергнуть сомнению миф о Чингисхане как избраннике Неба и подчеркнуть абсурдность идеи продолжать расширять размеры империи. В итоге ему удалось создать захватывающую картину перевернутого мира, отвергнутого Богом и обреченного на поражение. Этот мир и есть фантастическая империя Чингисхана.

Автор «Романа о Чингисхане» прекрасно знал персидские космографии и одновременно хорошо представлял себе положение дел в империи. Речь может идти о выходце из Западной Азии, вероятно сирийце-несторианине. Какие есть основания видеть в авторе сирийца? В текс те единственная страна, где монголы сражаются с людьми, а не с монстрами, — это царство Пресвитера Иоанна. Миф о его христианском царстве в Индии принадлежит как раз сирийцам. В официальных имперских версиях Чингисхан побеждает Пресвитера Иоанна, а в «Романе о Чингисхане» поле битвы остается за христианами.

Почему для автора романа оказалась столь привлекательна инверсия? Потому что она была распространена не только как литературный прием — это была бытовая реалия великой империи, насильственно объединившей в себе разные культуры. Как это выглядело на практике? Возьмем, например, тюрков. Монголы запахивают халат направо, а тюрки — налево. Побежденным тюркам монголы гарантировали жизнь при условии запахивания халатов на монгольский манер.

Однако для тюрков это означало ношение одежды подобно существам иного мира (умерших провожали, сложив полы халатов наоборот). Имперскими предписаниями мусульманам запрещалось весной и летом совершать их ритуальные омовения и вообще входить в воду. В противном случае их обвинили бы в злокозненной магии, что по монгольским законам наказывалось смертью. То, что для мусульманина было благой обязанностью, монголы расценивали как черную магию. С христианскими народами все и так очевидно.

Остается открытым вопрос о том, как «Роман о Чингисхане» попал в руки францисканских монахов. Вообще, ханская орда была идеальным местом для сбора сведений, касающихся происхождения, верований и образа жизни кочевников, а также намерений их предводителей. Карпини имел заранее составленный вопросник, но действительность превзошла все ожидания. Статус личного посланника папы римского побудил многих русских и венгров, служивших при монгольском дворе более десяти лет, охотно отвечать на вопросы. Вероятно, среди других информаторов был и N, передавший рукопись «Романа о Чингисхане».

Прямых доказательств этому, конечно, нет, мы вынуждены руководствоваться предположениями. Карпини особенно интересовался личностью великого завоевателя и собирал любую информацию, удовлетворявшую его любопытство. Монах, конечно, не понял скрытого смысла текста и воспринял его буквально. Запретные же миры «Романа о Чингисхане» описываются N с единственной целью: они маркируют границы, преступив которые Чингисхан нарушает божественный порядок мироздания. Преграды, отделяющие освоенный человеческий мир от хаоса, прорваны, а фантастическая империя обречена.

***


Изображение


Бестиарий древних


В представлении древних людей мир был полон странных существ:

1. Левкрокоты. По одним описаниям, у левкрокоты ноги оленя, тело льва и голова барсука, а вместо зубов — сплошная кость. По другим сведениям, это помесь гиены и эфиопской львицы. Эти бестии фантастически быстро бегают и питаются трупами, в том числе и человечьими, которые добывают, разрывая могилы.

2. Амфисбены. В переводе с греческого «амфисбена» — «двигающаяся в двух направлениях». Она быстро передвигается, сцепив две свои головы колесом. Правда, эти головы часто не могут договориться, куда им катиться.

3. Блемии. Племя с таким названием на самом деле когда-то существовало в верховьях Нила. Античные авторы говорили, что у блемиев нет головы, а рот расположен на животе. Вероятно, на нагрудной броне блемии изображали человеческое лицо.

4. Ассиды. Считалось, что ассида — это самая большая птица в мире. У нее коровьи ноги и она не умеет летать. Зато ее клюв настолько прочен, что способен пробить железо. Когда ассида убегает от преследователей, то бросается в них камнями.

5. Люди-журавли. Полагали, что это удивительно мудрый народ, поскольку мысли этих существ из-за длинной шеи идут от сердца к уму гораздо медленнее, чем у обычных людей. Это позволяет им все обдумать и вынести взвешенное суждение.

6. Скиаподы. Представители этого народа умеют поразительно быстро передвигаться на одной ноге, которую также используют в качестве зонтика.

7. Кинокефалы (собакоголовые). Тело кинокефалов было человеческим. Считалось, что они обитают в Азии. Разговаривая, кинокефалы через каждые два слова лают. Они любят человечину и поклоняются некоему богу в образе быка.

8. Боканоны. Эти существа с туловищем быка и гривой коня вполне безобидны. Сильно закрученные рога боканона не могут никому причинить вреда. Но нападать на него не рекомендуется. Как писали в бестиариях, «боканон громко пускал ветры и поражал врага вонью и испражнениями столь страшными, что у того глаза вылезали на лоб, а волосы скручивались в завитки».

9. Панотии. Человекообразные существа с очень длинными ушами, которые они используют вместо одеяла или плаща. На руках и ногах у них по восемь пальцев. Говорили об их фантастической силе. Например, они якобы могут в одиночку вырвать с корнем дерево. К людям панотии настроены агрессивно, поговаривали даже об их каннибализме.

10. Мантикоры. У этих людоедов красная кожа и голубые глаза, туловище льва и скорпионий хвост с шипами. Шипами мантикора без промаха поражает противника. Голова у чудища человеческая, но зубы растут в три ряда.

11. Аримаспы. Одноглазые человекоподобные существа. Живут в местах, богатых золотом, но вынуждены постоянно воевать с грифонами, которые стремятся разграбить их золотые запасы .

Автор: Юрий Александров

_________________
ИзображениеИзображениеИзображение

В битве между жабой и гадюкой выигрывает торговец попкорном. ©Лао Цзы

Изображение

Изображение

Изображение
Вернуться к началу
 
Алоя-Дана
 Заголовок сообщения: Re: Код Чингисхана и Книга о тартарах
СообщениеДобавлено: 09 дек 2012, 08:22 
Форумный бабай
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 июл 2009, 19:53
Предыдущее посещение: 17 мар 2018, 17:47
Сообщения: 49258
Знак Зодиака:
Весы
Откуда: г.Киев
В поисках гробницы Чингисхана


Столетиями историки и искатели сокровищ стремятся найти место погребения самого известного завоевателя в истории. Новые результаты предлагают убедительные доказательства того, что оно, наконец, обнаружено.

Изображение


Чингисхан, завоеватель и правитель 13 века, создал самую большую по территории империю, которая на момент его смерти простиралась от Каспийского моря до Тихого океана. С тех пор уже 800 лет безуспешно ищут место его захоронения. Завоевав большую часть Средней Азии и Китая, его армия несла смерть и разорение, но одновременно возникли новые связи между Востоком и Западом. Один из самых ярких и безжалостных лидеров в мировой истории, Чингисхан перекроил мир.

Жизнь завоевателя вошла в легенды, а его смерть окутана туманом мифов. Некоторые историки полагают, что он погиб от ран, полученных в бою. По версии других – в результате падения с коня или болезни. А место его захоронения так и не смогли отыскать. Для защиты от разорителей могил в то время были предприняты величайшие меры предосторожности. Искателям гробниц не за что было зацепиться из-за скудости изначальных исторических источников. Согласно легенде, по ходу продвижения похоронного кортежа Чингисхана убивали всякого, кто попадался на пути, чтобы скрыть место захоронения завоевателя. Убили также строителей гробницы, как и тех воинов, которые их убивали. По одному источнику, 10-тысячная конница утрамбовала могилу, сровняв ее с землей; по другому – на этом месте высадили лес и изменили русло реки.

Ученые продолжают спор по поводу фактов и вымысла, поскольку летописи сфальсифицированы и искажены. Но многие историки уверены, что Чингисхана предали земле не одного: предполагается, что его близких похоронили вместе с ним в обширном некрополе и возможно – с сокровищами и трофеями его многочисленных завоеваний.

Немцы, японцы, американцы, русские и британцы устраивали экспедиции по поиску его могилы, затратив на них миллионы долларов. Все безрезультатно. Местонахождение гробницы оставалось одной из самых неразрешимых загадок.

И вот…

Междисциплинарный исследовательский проект, объединивший ученых США и монгольских научных работников и археологов, получил первые обнадеживающие свидетельства расположения места захоронения Чингисхана и некрополя семьи императора в отдаленной горной территории на северо-западе Монголии.

Команда обнаружила фундаменты крупных строений периода 13 – 14 веков в местности, исторически ассоциировавшейся с данным захоронением. Ученые также нашли большое число артефактов, в том числе наконечники стрел, керамические изделия и разнообразные стройматериалы.

«Цепочка выстраивается весьма убедительно», - заявил в эксклюзивном интервью Newsweek исследователь и главный эксперт проекта от National Geographic Альберт Лин (Albert Lin).

800 лет горный хребет Хэнтэй, где находится это место, был запретным районом – так решил сам Чингисхан еще при жизни. Если находка подтвердится, это станет едва ли не главнейшим событием для ареологии за многие годы. С помощью беспилотников и проникающих вглубь земли радаров, а также благодаря стараниям тысяч людей, тщательно проверявших данные со спутников и фотографий, команда обследовала горный хребет – детально отснятую местность площадью 4 тысячи квадратных миль.

В поисках ключей к разгадке тайны места захоронения Чингисхана Лин и его команда тщательно просмотрели большие объемы спутниковых снимков высокого разрешения и создали 3-D реконструкции радарных сканов в лаборатории Калифорнийского института телекоммуникаций и информационных технологий Калифорнийского университета в Сан-Диего. В ходе беспрецедентного открытого проекта тысячи интернет-волонтеров отсмотрели спутниковые снимки с 85-тысячным разрешением, пытаясь идентифицировать невидимые простому взгляду структуры или необычные образования.

«Невозможно отрицать того, что Чингисхан изменил ход истории. И все же я не могу представить себе другую историческую фигуру подобного масштаба, о ком бы мы знали столь мало», - говорит Лин, который все еще не раскрывает в полной мере результатов работы команды, поскольку экспертная оценка пока не поступила. И все же за академической сдержанностью нельзя не почувствовать эмоционального возбуждения. «Любые археологические результаты по этой теме проливают свет на важный сегмент нашего общего исторического наследия, с которого теперь сброшена завеса тайны».

Чтобы попасть в горы Хэнтэй, надо ехать на восток от столицы страны – Улан-Батора, минуя ослепительную конную статую Чингисхана, до шахтерского города Баганур. Разрушающийся город предстает во всей прелести пост-советского диккенсовского кошмара: 10-мильные отвалы указывают на то, что здесь самые большие открытые разработки угля, принадлежащие правительству Монголии. К северу от города – развалины советской военной базы, вызывающие постапокалиптические ассоциации из фильмов ужасов. Но покинув город, вы попадаете в долину реки Хэрлэн, родину монголов, и вашему взору предстает чудесная панорама. Она находится на одном из основных степных путей Средней Азии, соединяющих восток и запад – от Каспия до Японии и северного Китая – в обход пустыни Гоби, наводившей ужас на Марко Поло и других путешественников.

Такое местоположение и приемлемый климат способствовали тому, что степь стала привлекательным местом для проживания кочевников. В отличие от других регионов страны, где температура может резко упасть до -40 градусов по Цельсию, а летом достигать +38, климат в этих долинах, как правило, мягкий. Ритуальные памятники и места погребения встречаются по всей территории. Археологи находят могильники поверх могильников других племен, которые использовали эти же ритуальные площадки в другие эпохи.

Монгольские семьи до сих пор живут в юртах, традиционных местных шатрах, сохраняя образ жизни кочевников. Голубое небо сливается с горизонтом, и белые пятна юрт на просторе ландшафта выглядят как парусники посреди зеленого моря.

Со стороны может показаться, что пасторальная картина пастбищ мало изменилась со времен Чингисхана. Однако для кочевников изменения ощутимы. Десятилетие суровых зим, сменяемых засушливым летом, подорвало источник существования зависимых от своих стад скотоводов, составляющих треть населения страны. Десятки тысяч человек переехали в городские трущобы, а тысячи других в поисках средств существования занялись нелегальной добычей золота. Здесь их называют ниндзя за то, что со своими большими зелеными промывочными лотками за спиной они напоминают мультяшных Черепашек Ниндзя. В то же время экономика Монголии – самая быстро растущая в мире, государство стремится выстроить свое благосостояние на основе угля, меди и золота, запасы которых оцениваются в 1,3 триллиона долларов.

Приглядевшись, замечаешь, что и удаленную долину перемены не обошли стороной. На юрте, куда мы зашли за советом, спутниковая тарелка, а подле нее мотобайк и китайский грузовичок.

53-летний пастух и охотник Алтан Хуяг (Altan Khuyag), проявляя традиционное монгольское гостеприимство, предложил нам чашку чая с молоком и настаивал на том, чтобы мы остались на ночь. Среди кочевников гостеприимство – жизненно важная черта уклада степняка. Когда я спросил о Чингисхане, он обмакнул палец с кольцом в чашу с водкой и щелчком стряхнул каплю в небо – в знак поклонения Тэнгри, богу голубых небес. Еще два обмакивания и щелчка, как своеобразное ритуальное подношение. В Монголии имя Чингисхана окружено суевериями, а тема поисков места его погребения часто приводит к жарким дебатам. Здесь многие почитают его наравне с богом.

«Он за нами наблюдает. Благодаря ему мы сегодня живем хорошо», - говорит Алтан, втянув голову в плечи, будто ощущая внимание свыше. Он, как и многие местные жители, считает, что Чингисхан похоронен в горах Хэнтэй – такое мнение разделяют как древние, так и современные историки, но до сих пор этому не было физического подтверждения – пока Лин и его монгольские партнеры не сделали своего открытия.

Алтан дважды обозначил координаты, но он уверен, что могилу завоевателя необходимо оставить в покое. «Я не думаю, что люди должны искать его гробницу, потому что если ее откроют, наступит конец света».

Это может, как минимум, привести к геополитической напряженности, так как многие китайцы считают Чингисхана своим, а Китай – своей собственностью. На самом деле, в Китае возвели громадный мавзолей для копии пустого гроба Чингисхана, и этот памятник пользуется популярностью у китайцев, некоторые из которых почитают его как своего полубожественного предка.

«Если в Монголии отыщут гробницу Чингисхана, это будет иметь огромный геополитический резонанс, - говорит Джон Мэн (John Man), автор труда “Чингисхан: жизнь, смерть и возрождение”. – Многие в Китае считают, что Монголия, подобно Тибету, должна быть частью Китая, как это было при Хубилае (монгольский хан, основатель монгольского государства Юань, в состав которого входил Китай - википедия). Если Китаю удастся получить права на горнорудные работы в Монголии и завладеть этой промышленностью, тогда гробница Чингисхана может оказаться в центре политических амбиций, каких доселе мир еще не видывал».

Родившись в знатной семье, Чингисхан – или Тэмуджин, как впоследствии он назывался, прожил жизнь, ставшую легендарной. Ребенком он оказался изгоем после убийства отца и изгнания его семьи. Но он выжил и стал выдающимся воином и тактиком, которому удалось объединить враждующие племена и стать завоевателем в тогдашнем мире. В то же время, он изменил общество, ввел алфавит и единую денежную единицу, став одним из самых влиятельных людей прошлого тысячелетия.

Во время завоевательских походов его солдаты грабили и насиловали, а у Чингисхана было много потомков, хотя ими считались лишь законные сыновья. Утверждают, что у его сына Джучи было 40 сыновей, а у его внука Хубилая – 22. Генетическое исследование 2003 года выявило одну и ту же Y-хромосому у 16 миллионов мужчин, которая принадлежала мужчине, жившему тысячу лет назад. Из чего многие делают вывод, что это наверняка ДНК Чингисхана, хотя тому, естественно, нет достоверного подтверждения, так как его останки пока не обнаружены.

Тем не менее, влиянию Чингисхана нет аналогов. Менее чем за 20 лет он завоевал тысячи миль территорий от Тихого океана до Каспийского моря, а награбленные в походах богатства привозил в Монголию. Трофеи в качестве вознаграждения делились между солдатами. Считается, что после смерти знатных людей, предметы роскоши укладывали вместе с ними в могилы, так как по поверью они нужны им были и в загробной жизни. Но мало что из этих сокровищ было когда-либо обнаружено. Как будто они попали в Монголию и растворились.

«Люди думают, что гробница [Чингисхана] доверху наполнена золотом и серебром, ценностями, богатством, добычей его великих завоеваний», - сказал профессор Уламбаяр Эрденебат (Ulambayar Erdenebat) во время нашей встречи в Национальном университете Улан-Батора, где он возглавляет отдел археологии. Между нами на столе лежит прозрачный хрустальный пояс, и Эрденебат осторожно расправляет каждую складку черного сукна под ним.

«Это уникальный экспонат. Такого больше нет нигде во всем мире. Мы нашли его в гробнице, принадлежащей знатному человеку 13 века, вероятно из племени Чингисхана», - объясняет Эрденебат. Потом он открывает небольшую ювелирную коробочку и аккуратно выкладывает золотой орнамент, затейливо гравированный элементами толщиной в нить и устланный рубинами и бирюзой. Он медленно открывает шкаф с другими ценностями: нашему взору предстают чаша из чистого серебра, золотые кольца, застежки и серьги – все предметы датированы временем Чингисхана.

Десятилетиями экспедиции срывались из-за недоступности страны. После падения династии Цин Монголия провозгласила независимость в 1911 году, хотя Китай все еще считает ее частью своей территории. Став близким союзником Советского Союза, Монголия при поддержке Москвы в 1924 году вновь объявила о своей независимости. Дружба с Москвой, тем не менее, препятствовала археологическим исследованиям, так как советские власти преследовали и наказывали ученых за изучение истории Чингисхана из опасения, что его фигура может стать символом оппозиции, добивавшейся большей независимости от Москвы.

В начале 60-х годов прошлого столетия восточногерманско-монгольская экспедиция обнаружила черепки, гвозди, плитки, кирпичи и то, что они посчитали фундаментом храма в священной горной местности. На вершине были найдены сотни каменных курганов, а на высшей отметке – железные доспехи, наконечники стрел, жертвоприношения, но никаких следов захоронения.

После распада Советской империи возглавляемая японцами экспедиция, организованная на средства газеты Иомиури Симбун, высадилась с вертолета на вершину этой горы. Событие было сильно разрекламировано, но результаты оказались нулевыми. В 2001 году экспедиция под руководством бывшего продавца ширпотреба из Чикаго Мори Кравица (Maury Kravitz) обследовала местность, но власти запретили приближаться к самой горе. На участке под названием Стена подаяния (Almsgiver’s Wall) обнаружили могилу солдата сторожевого поста 10 века, но экспедицию пришлось отозвать после серии инцидентов, в связи с чем одна газета написала о том, что «проклятие» гробницы Чингисхана «снова дает о себе знать».

Некоторые археологи предположили, что сотни каменных пирамидок, обнаруженных в 1960-х годах, на самом деле являются могилами. Но Лин и его монгольские партнеры провели геофизические исследования и установили, что данная теория не представляет научной ценности.

Используя современные инновационные технологии, недоступные исследователям прошлого, команда решила отсеять факты от вымыслов. Это чем-то напоминает голливудскую киноэпопею, совмещение мира хайтека Джейсона Борна (Jason Bourne) с технологией Technicolor в «Индиане Джонсе».

Лин, чье восхищение Чингисханом возникло во время его собственной экспедиции по Монголии в 2005 году с целью изучению его наследия, по счастью оказался ученым-технарем в этом продолжающемся приключении. «Мне повезло. Я ученый и инженер, который столкнулся с этой необычной 800-летней загадкой, - говорит он. - Мне показалось, что быстро развивающиеся технологии способны открыть новую научную главу в затерянном мире мировой истории».

Лин связался с Международной ассоциацией монгольских исследований и Монгольской академией наук. Три года назад экспедиция при поддержке калифорнийского университета из Сан-Диего и National Geographic Society получила разрешение на обследование горного хребта и долины, годе родился Чингисхан. Лин особо подчеркивает, что их подход основан на сохранении в нетронутом виде территории родовых захоронений за счет применения неинвазивных технологий.

«Надеемся, в поиске свежих данных мы откроем новую главу в продолжающемся процессе признания заслуг нашего прошлого», - заявил профессор Цогт-Очирин Ишдорж, главный исследователь проекта.

По ходу поиска рукотворных предметов или материалов древней эпохи энтузиазма у участников прибавилось, когда на радаре появились очертания фундамента крупного строения. Тогда в этот район направили небольшие команды ученых-полевиков и археологов для обследования находки на месте с помощью высокотехнологичного оборудования – радара, магнетометров и беспилотников.

Их усилия были вознаграждены, когда они обнаружили наконечники стрел, керамику, кровельную плитку и кирпичи, что предполагало человеческую деятельность в этом отдаленном пустынном районе. Все это вызвало волнительный трепет у исследователей. «Когда мы расширили территорию поиска и присмотрелись, как следует, мы разглядели сотни артефактов по всей местности. Стало ясно – здесь есть что-то очень важное», - говорит археолог Фред Хиберт (Fred Hiebert), действительный член National Geographic и еще один главный исследователь проекта.

Результаты радиоуглеродного анализа всех вдохновили и оказались очень обнадеживающими, они указывали на время жизни и смерти Чингисхана. «Датировка материалов ряда образцов указывает на 13-14 века, хотя полный анализ еще не завершен», - говорит Хиберт.

Если первоначальные и весьма интригующие результаты подтвердятся, это станет первым научным свидетельством в 800-летней истории спекуляций о местоположении гробницы Чингисхана, одной из старейших исторических загадок.

«Благодаря науке мы должны заполнить пробелы в историческом знании – это очень важно для понимания нашего прошлого и сохранения будущего», - говорит профессор Шагдарын Бира (Shagdaryn Bira), всемирно известный эксперт по данной теме и участник проекта.

«Мы нашли нечто, вероятно подтверждающее данные легенды. И это чрезвычайно важно», - добавляет Лин.

Пока рано заявлять о каких-то открытиях. Следующие шаги будут не такими простыми. Перемещение по территории сильно ограничено, и она находится под тщательным контролем правительства. Сейчас команда работает в тесном контакте с властями в отношении всех находок.

«Мы не собираемся вести раскопки на участке, - говорит Лин. – Считаем, что он должен быть взят под защиту как объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Тогда появится уверенность, что он не будет разграблен или разрушен». Такого мнения придерживаются и другие ученые проекта, а также монгольские власти.

«В душе каждого этот участок уже считается важнейшим местом монгольского наследия», - говорит Ойюнгерель Цедевдамба (Oyungerel Tsedevdamba), министр культуры Монголии.

Власти неспроста проявляют беспокойство, так как разграбление могильников представляет нарастающую проблему – по стране разъезжают посредники и платят местным жителям за раскопки мест погребения. Похищенные артефакты затем вывозятся из страны и продаются на рынках Гонконга и Китая, говорит профессор Эрденебат из Национального университета Улан-Батора.

Вернувшись к шкафу, Эрденебат достает из него потертую картонную крышку, на которой можно разглядеть кость. «Это все, что осталось от захоронения, недавно разоренного в провинции Баянхонгор (Bayankhongor). Забрали все, что посчитали ценным, а оставили кости, предметы обуви и одежды», - говорит он, выкладывая сморщенный кожаный ботинок 13 века рядом с берцовой костью его владельца.

«Невозможно оценить, сколько могил разграблено, но счет может идти на тысячи. Ясно, что положение все ухудшается, - говорит Эрденебат. – Вот провинция Баянгол (Bayangol). Там было несколько тяжелых зим и засуха летом, стада начали вымирать. Пастухам ничего не остается делать, как раскапывать захоронения в поисках золота. Это вопрос выживания».

На улицах Улан-Батора особенно заметно, что Монголия все еще находится во власти чингисомании, которая началась с падением Советского Союза, когда монголы стали воссоздавать собственную идентичность. Многие монголы видят в Чингисхане отца современной Монголии, и что особенно важно – символ своей независимости. Международный аэропорт в столице носит имя Чингисхана, есть также отель с его именем. Университет и ряд популярных энергетических напитков, а также с десяток брендов водки – на всем имя завоевателя.

Визит в несколько лавок древностей подтверждает правоту властей в отношении черных копателей. Хозяева заведений слишком назойливы в своем желании продать добытые сомнительным путем реликвии. В одном из магазинов, приютившемся на удачно названной Туристической улице в центре Улан-Батора, хозяин предлагает золотой предмет более тонкой работы, чем из коллекции Эрденебата. На бирке цена – 35 тысяч долларов. Продавец утверждает, что ее извлекли из могилы в провинции Хэнтэй. Есть также элегантное стремя с выгравированными драконами – оно, возможно, принадлежало генералу Чингисхана. Оценивается в 10 тысяч долларов. Бронзовый кувшин для воды той же эпохи стоимостью 30 тысяч долларов. Самый дорогой предмет – за 180 тысяч долларов – трехдюймовая гравюра лошади культуры кочевников хунну, извлечена в долине Хэрлэн, родине монголов.

«Наши главные покупатели – китайцы», - объясняет владелец. – Они присылают монголов из Внутренней Монголии приобретать вещи для своих новых музеев. На прошлой неделе некто предложил 80 тысяч долларов за лошадь хунну, но я отказал». Затем он по собственной инициативе дал совет, как вывезти эту вещь контрабандным путем: «Если хотите купить эту лошадь, повесьте ее на шею как ожерелье, и никакая таможня Вас не остановит».

Изображение


В центре столицы Чингисхан восседает подобно Аврааму Линкольну рядом с резиденцией правительства. За городом стальная статуя весом 250 тонн изображает его верхом на боевом коне, как будто он решил снова проехать по степи. Туристы могут подняться на лифте внутри статуи и выйти на площадку между ног, чтобы окинуть взором его владения. «У каждого государства есть герой-символ. Он символ нашей нации, - говорит Баттулга Халтмаа (Battulga Khaltmaa), бывший чемпион мира по дзюдо, а ныне министр промышленности и сельского хозяйства, воздвигший этот сверкающий монумент. – Я установил эту статую в ознаменование 800-летия монгольского государства и чтобы передать историю Чингисхана… молодым поколениям, и пусть они гордятся своим прошлым».

Автор: Оливер Стидз ("The Daily Beast", США), перевод ИноСМИ.Ru

_________________
ИзображениеИзображениеИзображение

В битве между жабой и гадюкой выигрывает торговец попкорном. ©Лао Цзы

Изображение

Изображение

Изображение
Вернуться к началу
 
Адора
 Заголовок сообщения: Re: Код Чингисхана и Книга о тартарах
СообщениеДобавлено: 05 май 2023, 09:37 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 сен 2010, 11:44
Предыдущее посещение: Сегодня, 14:48
Сообщения: 57425
Знак Зодиака:
Дева
Смерть великого полководца


Изображение


Осенью 1225 года у границ китайской провинции Си Ся Чингисхан упал с лошади во время охоты. К вечеру у него начался сильный жар. Чингисхан проболел всю зиму 1225-1226 годов и в 1227-м скончался.

Для того, чтобы помешать распространению слухов о кончине Чингисхана, воины, которые сопровождали его тело, убивали всех встречавшихся на пути. Только по прибытии к истокам рек Онон и Керулен, где родился и вырос Чингисхан, было объявлено о его кончине. В назначенный шаманом день тело вождя поместили в гроб и отнесли на гору Бурхан-Халдун. Все люди, занимавшиеся похоронами, были убиты, чтобы никто не узнал о месте захоронения и не нарушил покой усопшего.

_________________
Хотела в Свете жить,но "Нет!" сказала Тьма.Она мне жизнь дала,и разум,и развитие сюжета,а Свет меня спалил дотла,поэтому я не приемлю больше Света...

В Ведьмах всегда гармонично сочетаются - жестокий Ангел и милосердный Демон...

Изображение
Вернуться к началу
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
 cron