Может кому-то еще будет интересно, почему у меня возник такой вопрос.
Предупреждение! В тексте будет упоминаться имя Христос!Если рассматривать старинные картины, иконы или фрески, то обнаружите, что на них изображены святые, апостолы и сам Иисус Христос, держащие пальцы в двупёрстном знамении. И нигде на них вы не увидите людей держащих три пальца щепоткой.
Двуперстие сменилось троеперстием только во время Раскола, в 1666 году. Тогда же, к слову, стали водить крестные ходы "против Солнца", что выглядит несколько по-сатанински
Патриарх Никон (перевернись в гробу в очередной раз, тварь
) просто выпустил распоряжение, запрещающее кланяться до земли и заменить двуперстное сложение троеперстным
Блаженный Феодорит, епископ Кирский (393–466 гг.), участник III-го и IV-го Вселенских соборов, пишет
как надо креститься и благословлять: «
Три персты равно имети вместе, великий, да два последних — исповедуется тайна Троицы, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святыи. Не три Бога, но един Бог Троица. Именами разделяются, а Божество едино. Отец не рожден, а Сын рожден от Отца, а не создан, Дух Святой не рожден, не создан, но исходит от Отца. Трие во едином Божестве, едина сила, едина честь, едино поклонение от всея твари, от ангел и от человек. Таков тем трием перстом указ. А два перста, вышний (указательный) да средний великий, вместе сложити и простерти (держать прямыми). Великий же перст держати мало наклонно, то образует два естества Христова, Божество и человечество. Бог по Божеству, а человек по вочеловечению, во обоих совершен. Вышний же перст образует Божество, а нижний человечество, понеже сошел от вышних спасти нижняя. Наклонение же персту толкуется: преклонь бо небеса сошел на землю, нашего ради спасения. Тако подобает креститеся и благословити. Тако святыми отцами указано. Такова убо сила есть знамения честнаго креста, имже верни ограждаемся, когда молимся, исповедающе таинственное спасово смотрение, (когда пологаем простертые персты на лоб) еже от Бога и Отца прежде всея твари рождение, (опуская персты на живот) и еже свыше на землю Его сошествие и распятие, (поднимая руку и полагая персты на правое плечо, потом на левое) воскресение, вознесение и паки второе Его пришествие». Это свидетельство наглядно показывает, что уже в начале пятого века, к третьему Вселенскому собору, двуперстное крестное знамение было широко распространено и имело четкую Богословскую трактовку.
Во времена же Стоглава, когда на Русь «поползло» троеперстие с католического запада, а затем и из подписавшей унию с католиками Византии, святым отцам пришлось опять напоминать церковным чадам, как и почему подобает благословлять и совершать крестное знамение
Аще ли кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает крестного знамения, да будет анафема.Спустя всего лишь сто лет, во время патриаршества Никона, на соборах 1666 и 1667 гг. были прокляты древние обряды, в том числе и двуперстное крестное знамение, и этими проклятиями расколота Русская церковь.
Крестное знамение не придумано людьми
и не должно рассматриваться как некая эволюционирующая от менее догматически насыщенной к более насыщенной форме.
Двуперстное крестное знамение, заповеданное нам Господом Исусом Христом, является истинным и точным выражением основных догматов Православной веры.