Единственный смысл жизни человека — это совершенствование своей бессмертной основы. Все другие формы деятельности бессмысленны по своей сути
Лев Толстой
Известно, что наша жизнь не ограничивается только физическим планом. Материя — это плотно сконцентрированная энергия в различных проявлениях. Человек состоит из совокупности энергий различной плотности, наиболее плотным является физическое тело, также есть тонкие энергетические оболочки: биополе, тонкие тела и чакры. Существует много классификаций, объясняющих строение чакр и тонкого тела человека в зависимости от традиции, в которых эти знания считаются основой. Сложно сказать, что является истиной и какая система взглядов наиболее верная. Проверить истинность можно, получив тонкий опыт, это может быть существенной мотивацией на пути йоги. Можно сказать, что суть понимания строения тонкого тела в том, чтобы понять целостную картину функционирования энергии относительно как конкретного человека, так и понимания законов Вселенной.
Каждой из семи чакр соответствует определенный цвет, звук(нота), мантра. Муладхара чакре соответствует красный цвет, Свадхистана чакре — оранжевый, Манипура чакре — жёлтый, Анахата чакре — зелёный, Вишудха чакре — голубой, Аджна чакре — синий, Сахасрара чакре — фиолетовый. Известно, что красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый — это цвета спектра, которые получаются путём разложения изначального белого света. Изначальный белый свет — это энергия, образованная электромагнитными волнами, также свет рассматривается как поток частиц — фотонов. Когда белый свет раскладывается на составные части, получаются семь цветов, каждому цвету соответствует определённая длина волны, определённая вибрация. Эта длинна волны определяет свойства цвета. Можно провести аналогию с чакрами: все чакры являются единой составляющей Вселенского Бесконечного Сознания. Вибрация каждой чакры определяет уровень сознания человека. При гармоничном развитии человек достигает единения с Бесконечным сознанием, то есть он достигает просветления. В обычной жизни чаще всего бывает зацикленность человека на кокой-то чакре либо постоянное перемещение сознания из одной чакры в другую под влиянием внешних обстоятельств. Цель йоги по Патанджали, обуздание ума. Если удаётся обуздать ум, то удаётся гармонизировать течение энергий в чакрах, удаётся достичь Самадхи и других состояний единения с абсолютом. Это есть единые гармоничные законы Вселенной: все энергии являются частью одного целого.
Преобладание энергии в определённой чакре определяет принадлежность живого существа к одному из миров Сансары: Муладхара — это мир ада, Свадхистана — мир животных, Манипура — мир голодных духов, Анахата — человеческий мир, Вишудха — мир полубогов (асуров), Аджна — мир богов, Сахасрара — выход за пределы материального существования. Преобладание энергии в определённой чакре в течение жизни обуславливает дальнейшее перевоплощение живого существа. Поэтому для практикующего йогу важно работать со своей энергией и сознанием, что позволит ему в дальнейшем хорошо перевоплотиться.
Рассмотрим чакральную систему человека более подробно. Как мы уже сказали ранее, каждая чакра является важным элементом единой системы, поэтому нижние чакры так же важны, как и высшие. Нижние чакры являются фундаментом, основой, на который полагаются более высокие чакры. Негативное проявление энергии в той или иной чакре обуславливается воздействием на неё гуны невежества (тамас), также чакры подвержены влиянию гуны страсти (раджас) и гуны благости (саттва). Возможен вариант использования инструментов одной чакры, но уровень сознания и энергии при этом может находиться на другой чакре. Например, человек использует инструменты Манипура чакры — лидерство и влияние — но при этом его сознание находится на Аджна чакре, тогда он будет являться духовным лидером. Может быть обратное движение энергии: человек может использовать инструмент Вишудха чакры — голос — но при этом сознанием быть на Свадхистана чакре: он будет петь песни о несчастной любви и транслировать эту энергию в мир.
Муладхара чакра (мула — корень, дхара — фундамент) — корневая чакра, основа, фундамент, представлена лотосом с четырьмя лепестками, стихия земли, цвет — красный, биджа мантра — ЛАМ, чувство — запах, место расположения — копчик. В благости через эту чакру проявляется терпение; в страсти — гнев, жестокость, неспособность к терпению, агрессия; в невежестве — бездействие. Мотивация к действию на этой чакре — стремление к выживанию. Семейные союзы крепкие, обусловлены привычкой и выживанием, нежеланием что-либо менять.
Свадхистана чакра (своё жилье) — представлена лотосом с шестью лепестками, находится на четыре пальца ниже пупка, стихия воды, цвет — оранжевый, биджа мантра — ВАМ, чувство — вкус. В благости проявляется через такие черты, как приятность, опрятность, чувство меры, смирение; в страсти — сильное желание к чему либо; в невежестве — удовлетворение сиюминутных желаний. Если человек стремится к наслаждениям и удовольствиям, то он сливает энергию через Свадхистана чакру. Опасность такого слива энергии заключается в том, что есть вероятность перевоплотиться в мире животных. К сожалению, в современном мире средства массовой информации направляют усилия на то, чтобы уровень сознания человека был на Свадхистана чакре. Семейные союзы людей с уровнем сознания Свадхистана чакры не бывают крепкими, обычно отношения у таких людей характеризуются временными увлечениями.
Манипура чакра (город сокровищ, золотой город) — представлена лотосом с десятью лепестками, находится в районе пупка, стихия огня, цвет — жёлтый, биджа мантра — РАМ, чувство — зрение. Человек, находясь под влиянием Манипуры, стремится к лидерству и влиянию на людей, а также к материальному благосостоянию. В благости через Манипуру проявляются альтруизм, самоотдача, энтузиазм; в страсти — материальное и интеллектуальное накопительство; в невежестве — ненасытный голод, жадность. При проявлении чрезмерной жадности и расчётливости и слива энергии через Манипуру есть вероятность перевоплотиться в мир голодных духов. Семейные союзы крепкие, они основаны на взаимной выгоде.
Анахата чакра (звук, созданный без соприкосновения предметов, неслышная мелодия, божественный звук) — представлена лотосом с двенадцатью лепестками, находится в районе сердца, стихия воздуха, цвет — зелёный, биджа мантра — ЯМ, чувство — осязание. Люди, чей уровень сознания находится на Анахата чакре, стремятся любить и дарить любовь, для них важны тёплые человеческие отношения. В благости через Анахату проявляется любовь, сочувствие; в страсти — ревность; в невежестве — желание обладать любимым человеком. Семейные союзы крепкие, они основаны на возвышенной любви. На Анахата чакре человек начинает искать духовного учителя, появляется стремление к божественной природе. Если уровень сознания человека постоянно находится на Анахата чакре, то после смерти он перевоплощается в мире людей. Поэтому, если не удаётся достичь более высоких состояний сознания, важно стараться, чтобы сознание и энергия преобладали на этой чакре, тогда есть возможность в следующем человеческом воплощении постараться вырасти на более высокие уровни сознания. Если перевоплощение происходит в более низкие миры, то в них нет возможности заниматься саморазвитием. Поэтому человеческое рождение является таким драгоценным, так как в человеческом мире есть оптимальные условия, способствующие развитию: в этом мире поровну страданий и счастья, такой баланс страданий и счастья позволяет расти духовно. Если страданий слишком много, как в низших мирах и мире животных, то нет возможности заниматься саморазвитием, если страданий мало, но много удовольствий, как в высших мирах, то развитие тоже останавливается, при этом живое существо тратит накопленный ранее тапас. Поэтому даже боги с райских планет завидуют драгоценному человеческому рождению.
Вишудха чакра (очищение) — представлена лотосом с шестнадцатью лепестками, находится в районе горла, цвет — голубой, стихия эфира, биджа мантра — ХАМ. На этой чакре происходит рост творческой энергии, наблюдается самовыражение через творчество либо отображение социальных проблем в творчестве. Когда уровень сознания находится на Вишудха чакре, появляется способность переваривать яд каких-либо проблем. Человек осознаёт проблему, но у него не опускаются руки, а он стремится найти решение. Если в сознание поступает какой-либо негатив, он способен преодолеть его, так как отсутствует эмоциональный взгляд на ситуацию, как это было на Анахата чакре, а присутствуют логика и здравый смысл. Для Вишудха чакры характерно сострадание — способность поставить себя на место другого существа и помочь конкретными действиями ему в решении проблемы. Качество сострадания проявляется через Вишудху в благости, в страсти проявляется достижение цели любой ценой, в невежестве — борьба ради борьбы. Центр Вишудха чакры связан с речью, человек может быть хорошим оратором. Одна из отличительных особенностей Вишудхи — наличие перфекционизма, то есть стремления сделать всё идеально, что иногда уводит от главной цели, ради достижения которой было начато действие. На Вишудха чакре происходит отрешённость от семейных отношений, люди в основном объединяются как соратники.
Аджна чакра (властный приказ) — представлена лотосом с двумя большими лепестками, в каждом большом лепестке содержится 48 малых, всего 96 лепестков, находится в районе межбровья. Эту чакру также называют «третий глаз», цвет — синий, стихия Света, биджа мантра — ОМ. В благости Аджна чакра проявляется через творение чего-то духовного; в страсти — через творение материальных проектов; в невежестве — через творение того, что несёт негатив и разрушение. На этом уровне сознания развивается разумность, способность к глубокому анализу, понимание сути. Переход на этот уровень сознания происходит за счёт накопления мудрости. На этом уровне находятся творцы и созидатели. С помощью своего творчества человек старается поднять других на свой уровень сознания. Есть вероятность, что появятся сиддхи (мистические совершенства), их появление — это испытание на духовном пути, важно на них не зацикливаться, а двигаться дальше. Появляется способность видеть недвойственную суть вещей. Семейные союзы формируются у единомышленников, идущих совместно к духовной цели, духовные союзы. Для этого уровня сознания характерно отсутствие взаимной привязанности, которая есть у людей с уровнем сознания Анахата чакры.
Сахасрара чакра (тысячелепестковая) — представлена лотосом с тысячью лепестков, находится в районе макушки головы — связана с шишковидной железой, цвет — фиолетовый, стихия Пуруши (творца), биджа мантра — ОМ. Уровень сознания Сахасрара чакры означает находиться за пределами материального ума, это трансцендентальное сознание. Сахасрара чакра является вместилищем сознания. Появляется способность видения на всех уровнях, божественное понимание всего, всеведение, понимание вселенских процессов в духовном единстве, состояние вне времени, вне пространства. Когда уровень сознания находится на Сахасрара чакре, приобретается способность к сверхсознанию, происходит реализация высшей полноты жизни. Можно состояние сознания на Сахасрара чакре назвать состоянием внутреннего мудрого спокойствия. Сахасрара чакра также означает достижение состояния Самадхи. В «Йога-сутрах Патанджали» описывается несколько стадий Самадхи: савитарка, нирвитарка, савичара, нирвичара, ананда и асмита. Всё это названия очень тонких колебаний, имеющих место перед высшим самадхи — нирвикальпой, в этом состоянии происходит полное прекращение функций ума, самскары сгорают целиком, и йогин освобождается из цепи перерождений. Когда ум, интеллект, воля, эго и читта (вещество ума) в трансцендентном состоянии полностью сливаются в Брахмане, такое состояние называется Нирвикальпа-самадхи.
Поговорим о телах человека: физическом и о тонких телах. Физическое тело называется Стхула Шарира (не Атман). Физическое тело связано с Аннамайя Кошей (Анна — сущность земли, майя — состоящий из, коша — оболочка). Можно сказать, что физическое тело состоит из продуктов, которые были произведены землей, питается продуктами земли и после смерти сливается с землей.
Тонкое тело называется Сукшма Шарира, оно является телом ума и жизненной силы, связано с физическим телом, делает его живым. Тонкое тело не разрушается после смерти, а переходит в новое воплощение. Сукшма Шарира связано с тремя кошами: Пранамайя кошей, Маномайя кошей и Виджнянамайя кошей.
Причинное тело называют Карана Шарира, это тело, в котором сознание возвращается к своим истокам, в него записывается карма, оно содержит причины всех поступков человека, в нём есть все человеческие качества в зачаточном состоянии. В тонком теле проявляется то, что записано в причинном теле. Причинное тело связано с Анандамайя кошей.
Теперь разберём подробнее оболочки — коши. У нас есть понимание, с какими телами они связаны.
Аннамайя коша связана с физическим телом, но не является физическим телом. На момент смерти, когда физическое тело распадается, Аннамайя коша остаётся неизменной и вместе с душой покидает тело, чтобы потом перевоплотиться. От Аннамайя коши зависит телосложение, и в следующем рождении оно будет определяться предыдущем состоянием Аннамайя коши.
Пранамайя коша состоит из праны, она пронизывает всё физическое тело, физическое проявление — это дыхание. Пранамайя коша состоит из пяти ветров — вайю: апана-вайю, который отвечает за выделительные процессы; самана-вайю, отвечающий за пищеварительные процессы; прана-вайю, отвечающий за дыхание; удана-вайю, отвечающий за мыслительные процессы; вьяна-вайю окружает праническое тело, помогает все ветрам работать слаженно. Работа с ветрами происходит при практиках пранаямы. Задача пранаямы — развернуть апана-вайю вверх, прана-вайю — вниз, соединить их в районе самана-вайю, таким образом будет происходить воздействие на энергию Кундалини, которая должна подняться по Сушумне. При подъёме энергии Кундалини по Сушумне возникает тонкий опыт. При этом каналы должны быть очищены и подготовлены предварительными практиками. Пранамайя коша очищается спокойным дыханием. Если удается поднять энергию, а не сливать её на нижних чакрах, тогда происходит духовный рост.
Маномайя коша — это ментальная оболочка или оболочка ума. Маномайя коша передаёт опыт, полученный во внешнем мире Виджнянамайя коше — интуитивной оболочке. Для гармонизации ментальной оболочки необходимо соблюдать Яму и Нияму, заниматься самообразованием, чтением мантр. Важно понимать, что ум отличается от разума: ум берёт свой опыт из органов чувств, разум берёт опыт из высшего сознания.
Виджнянамайя коша — астральная оболочка, интуитивная оболочка, оболочка разума, оболочка мудрости, которая берёт информацию из Вселенского сознания, поэтому возникает способность мыслить наперёд, способность разбираться в сути. Для развития Виджнянамайя коши необходимо практиковать пратьяхару, дхарану, дхьяну.
Анандамайя коша — трансцендентальная оболочка, это состояние, в котором Атман испытывает вечное блаженство, идеальное состояние мира, комфорта, стабильности и беззаботной природы. В нём в полной мере постигается сущность человеческих ценностей. Для развития и преобразования Анандамайя коши следует практиковать Самадхи.
Какое практическое применение может быть знаний о чакрах и тонких телах? Прежде всего осознание, что не только внешнее, проявленное может определять нашу жизнь, но и тонкие тела и энергии. Правильнее было бы сказать, что тонкие тела и энергии определяют наше воплощение и нашу жизнь в физическом теле. Нам известно, что карма записывается в причинном теле, а наши тонкие вибрации в той или иной чакре определяют уровень сознания. Задача практика йоги — обуздать свой ум и поднять уровень своего сознания. Зная особенности проявления тонких энергии в телах и чакрах, можно корректировать своё поведение, прорабатывать свои энергии и таким образом расти. Преподавателю йоги знания о чакрах и тонких телах помогут читать информацию о состоянии своих учеников через их проявления в поведении, если внимательно наблюдать за этими проявлениями, то можно понять, из каких чакр приходят проблемы, и корректировать таким образом практику йоги, которая не заканчивается на коврике, а переходит в жизнь.
С простор интернета