Добро пожаловать на форум!

Насколько мы можем понять, вы еще не зарегистрированы у нас.
Чтобы получить доступ ко всем функциям и разделам форума, просим вас пройти процедуру регистрации.
[ +/- ]



 [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
Адора
 Заголовок сообщения: Загадка древнего диска
СообщениеДобавлено: 20 июн 2022, 12:05 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 сен 2010, 11:44
Предыдущее посещение: 05 мар 2024, 16:48
Сообщения: 57381
Знак Зодиака:
Дева
Изготовленный из красной глины диск с неровными краями диаметром 16-21 сантиметр и толщиной 1,6-2 сантиметра находится в Ираклионе, главном городе острова Крит. Маленький, с виду такой заурядный, он является одной из самых загадочных вещей, которые когда-либо извлекал из земли человек.


ПЕРВАЯ ПОПЫТКА

...Случилось это 3 июля 1908 года. Итальянский археолог Луиджи Пернье работал среди развалин царского дворца в Фесте, и в руки ему попал небольшой диск из обожженной глины, покрытый знаками, следующими друг за другом по спирали и объединенными в группы замкнутыми ячейками. Знаки, по крайней мере большая их часть, были оттиснуты специальными штемпелями. Вот что увидел археолог: «Большинство рисунков предельно ясны: кипарис, кустарник, ветка, колос, лилия, крокус... Изображения животного мира: гусеница, пчела, дельфин, голубь, парящий сокол... Мы видим бегущего человека, пленника со связанными за спиной руками, женщину с обнаженной грудью, ребенка, голову мужчины с татуированными щеками и голову в уборе из перьев. Еще мы можем рассмотреть оружие: шлем, круглый щит, двойную секиру и натянутый лук, а также дом, колонну, корабль, коромысло, угломер, отвес, треугольник... Рисунки ясны и отчетливы, изображают предметы окружающего мира, но понятно, что их назначение не в этом... Они являются знаками для звуков».

Археологи пришли к выводу, что изготовлен диск между 1700 и 1550 годами до н. э. Но что означают эти загадочные письмена?

Первую догадку высказал Артур Эванс, руководитель археологических работ на Крите. Он обратил внимание на убор из перьев — элемент боевого шлема, которым украшена голова мужчины на одном из знаков. На этом основании ученый решил, что на диске записан победный гимн, причем культового характера.

Однако вывод, сделанный на основании нескольких рисунков, был принят скептически. Английский ученый Дж. Чедвик со всей безапелляционностью заявил: «Прочесть эти надписи не стоит даже пытаться!» Его поддержал другой англичанин, Джон Пендлбери, знаток критской археологии: «О том, чтобы раскрыть смысл этого текста, лучше и не заикаться!»

Изображение



АТЛАНТЫ, РЫСИЮНИЯ, САНДАТИМУВА...

Однако и пытались, и огромные трактаты писали. В 1911 году ученый Джордж Хемпель попытался прочесть надпись по-гречески, придерживаясь правил кипрского слогового письма. Отправной точкой для него послужило то, что гласные «а» и «е» в греческом встречаются чаще других звуков, причем особенно часто они стоят в начале слова. Следовательно, те знаки, которые встречаются особенно часто и при этом стоят в начале слова, именно их и обозначают. Первые 19 «строк» лицевой стороны он перевел так: «Вот Ксифо пророчица посвятила награбленное от грабителя пророчицы. Зевс защити. В молчании отложи лучшие части еще не изжаренного животного. Афина Минерва, будь милостива. Молчание. Жертвы умерли. Молчание!»

Хемпель считает, что речь идет о том, как некий пират-критянин ограбил святилище пророчицы Ксифо, но потом вынужден был вернуть стоимость награбленного скотом, подлежащим жертвоприношению, предупреждая при этом, что во время жертвоприношения следует хранить молчание. Можно сказать, что и текст весьма «натянутый», и толкование его тоже.

Немецкий ученый Эрнест Шертель пришел к мысли, что на диске записан гимн Зевсу и Минотавру на каком-то индоевропейском, близком к латыни языке. Французский атлантолог Марсель Оме посчитал диск заветом последних атлантов и строителей сфинкса.

Как только не истолковывали, на каких только языках не пытались прочитать загадочную надпись! Диск оказывался и ливийского происхождения, и ликийского, и карийского, и анатолийского, и семитского, и даже праславянско-гиперборейского. Некто Гриневич расшифровывает диск с помощью праславянской письменности и получает жалобное повествование о некоем племени рысичей, которое, изведав много бед и горестей на родине, обрело покой на Крите, но и поныне «Рысиюния чарует очи...»

А болгарский ученый Георгиев перевод сделал с древнелувийского. В послании говорится о том, как «Яра хотел идти на Лилимуву, не успел выступить, ибо Ярамува сам прогнал и уничтожил Лилимуву... Сарму подстрекала Троя, а я ее опасаюсь». И подпись: «Сандатимува».

Должно быть, приходит к выводу ученый, перед нами шифрованное донесение пронырливого разведчика Сандатимувы, который хорошо понял происки населенной анатолийскими русами Трои и предупреждает о них начальство.


МОЙ ОБЕТ

На одной расшифровке задержимся подольше. Она сравнительно недавняя, малоизвестная, но весьма любопытная и по-своему убедительная.

Что касается первого рисунка, здесь автор расшифровки Нурихан Фаттах согласен с Эвансом, это воин в шлеме. Рядом щит как подтверждение того, что изображен именно воин. Но как же слово «воин» звучит на языке диска? А ведь автор расшифровки заранее, «по наитию», определил его как тюркский. Фаттах перебирает: ир, нукер, укчы, сугышчы? Нет! Во времена, когда был изготовлен диск, у тюрков в ходу было слово «алаб» (в современном татарском «алып»), позднее «алп» - «меткий стрелок», «богатырь», «воин»; у тюрок-селвджуков был султан Алп-Арслан. Таким образом, два первых рисунка составляют слово АЛАБ. Слово это означает гласный «а» и используется только в начале слов. В середине «а» обозначается иным способом. Если учесть, насколько часто слова в тюркских языках начинаются с «а», то неудивительно, что эта голова в шлеме на диске стоит в начале слова 13 раз. (Именно из этого наблюдения многие исследователи сделали совершенно противоположный вывод: они считают, что в этом письме различаются падежи, так как знак голова с гребнем всегда стоит в конце слова. Ученые до сих пор не смогли договориться даже о том, как читать по спирали: от края к центру или из центра к краю.)

Далее идет НАЖДАГЪ, то есть «наждак» (русское слово, заимствовано из тюркского), он дает согласный звук «н». Весело бегущий молодой человек - ТИ - дает согласный «т». Наконец, угломер, а потюркски угол - МОГЕШ - дает согласный «м».

В итоге получилось АНТМ, то есть АНТЫМ (antym), что переводится как «моя жертва», «мой обет».

Так что же это такое? Нурихан Фаттах считает, что диск - разновидность четок. Скажем, сидел человек, крутил в руках диск. И как иные перебирают зернышки четок, так он скользил пальцем по выдавленным в глине словам и шептал молитву. А слова очень просты: дающий обет обращается к мифическим дедам-прадедам, богам, близким людям и этим дает понять, кому он приносит жертву. В то же время мертвым желает рая, а живым разума и достатка. И еще одна деталь говорит о том, что это действительно аналог четок. Если, считая каждое слово, пройти по лицевой стороне дважды, всего слов будет 66, а на обратной стороне 34, значит, всего их 100. В четках 99 зерен, но в клетке В22 есть слово disbekama («моим четкам») - это и есть сотое зерно, или «мулла четок», как его еще называют мусульмане.

Разгадка на тюркском каждого отдельного слова кажется убедительной. К тому же вызывает доверие весьма простая конструкция текста: тому - то, а другому - это.

Но и в этом случае, как бы мы ни старались отказаться от привычного взгляда, от старых теорий и установившихся понятий, представить, что в древнем Фесте говорили по-тюркски, очень трудно. Так что с утверждением, что Нурихан Фаттах закрыл тему, спешить не будем.


ТОЖЕ ГИПОТЕЗА

А что, если здесь изначально не было никакого смысла и именно потому так легко тасуется текст на все лады, что нет в нем какой-либо системы? Может, увидев этот диск, сказал мужчина женщине: «Смотрика, мать, какую лепешку слепил наш малыш, и ведь как ровно раскатал, пострел, и окружность получилась ровная, ну прямо как на гончарном круге. И какими ведь узорами разукрасил! И щепочкой постарался, и штемпелями. Щепочка-то ладно, а штемпеля ты все-таки от него прячь, а то растеряет или в глину их закатает, не найдешь потом! А лепешку я положу на обжиг. Вырастет, покажем!»

_________________
Хотела в Свете жить,но "Нет!" сказала Тьма.Она мне жизнь дала,и разум,и развитие сюжета,а Свет меня спалил дотла,поэтому я не приемлю больше Света...

В Ведьмах всегда гармонично сочетаются - жестокий Ангел и милосердный Демон...

Изображение
Вернуться к началу
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
 cron