Нимб (ореол, гало) представляет собой освещенный круг, напоминающий по форме корону.
Таким знаком древние отмечали своих божеств, именно данный знак использовали и христиане для обозначения своих святых. Считается зрительным выражением излучающих, сверхъестественных сил или, иногда, если говорить конкретно, интеллектуальной энергии в ее мистическом аспекте.
Ярким доказательством этого может служить следующий факт: древние почти всегда сравнивали ум со светом.
Относительно происхождения нимба мнения ученых расходятся:
* одни полагают, что этот иконографический символ божественности ведет свое начало от мениска — металлического кружка, которым греки прикрывали выставленные на открытом воздухе статуи для защиты от непогоды и от птичьих нечистот;
* другие ищут происхождение нимба в щитах, которые обыкновенно привешивались на спину людям, удостоившимся триумфа;
* третьи думают, что нимб первоначально был атрибутом божеств, представлявших собой небесные светила, и уже потом сделался принадлежностью не только всех вообще олимпийцев, но и тех смертных, которые взяты на небо (или достойны этого).
Всего вероятнее, что нимб произошел от поверья, что тела богов, когда они являются в человеческом образе, испускают яркий свет.
Другие образцы нимба сферические по форме: так, например, мусульмане часто использовали жемчуг, чтобы обозначить рай.
Согласно их верованиям, все святые излучают божественное сияние.
Нимб сравнивается с клеткой и, в первую очередь, с самой сферой.
В «Средневековой фантастике» Ю. Балтрушайтис собрал массу рисунков и гравюр с изображениями существ, заключенных в прозрачных сферах, явно сделанных из стекла.
Во многих работах Иеронима Босха мы встречаем соответствующее графическое изображение нимба.
Получается, что нимб является простейшим зрительным выражением и по функции становится детерминирующим признаком, воплощающим каждого человека внутри его модели существования и судьбы, независимо от того, является она благоприятной и божественной или враждебной и дьявольской.