Добро пожаловать на форум!

Насколько мы можем понять, вы еще не зарегистрированы у нас.
Чтобы получить доступ ко всем функциям и разделам форума, просим вас пройти процедуру регистрации.
[ +/- ]



 [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
Gal.G.
 Заголовок сообщения: Юнгианский анализ как основа понимания супружеских отношений
СообщениеДобавлено: 21 окт 2021, 18:23 
Шепот астрала
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 окт 2012, 16:02
Предыдущее посещение: 28 июл 2022, 20:44
Сообщения: 10250
Знак Зодиака:
Лев
Изображение

Признавая, как и З. Фрейд, решающее значение в регуляции поведения бессознательного, К.Г. Юнг выделил наряду с его личной, индивидуальной формой коллективную, которая никогда не может стать содержанием сознания.

Коллективное бессознательное образует автономный психологический фонд, в котором запечатлен передающийся по наследству опыт предшествующих поколений.

Цитата:
Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит вглубь истории эволюции.
Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.


Юнг утверждал, что личность состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.

Цитата:
Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей»).
Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.
Среди базовых архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.


В архетипах анимы и анимуса * находит выражение признания Юнгом врождённой андрогинной природы людей.
Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона.

Эти архетипы частично основаны, на том, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны.

Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом.

Для гармоничного развития личности мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же как и феминные.
Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

Анима – это олицетворение всех проявлений женственности в психике мужчины.: таких как смутные чувства и настроения, пророческие озарения, восприимчивость к иррациональному, способность любить, тяга к природе и – последнее по порядку, но не по значению – способность контакта с подсознанием.

Индивидуальные проявления мужской анимы складываются, как правило, под воздействием материнских черт.

Если мать человека оказывает отрицательное влияние, то его анима чаще всего будет проявляться в раздраженных, подавленных настроениях, состоянии неуверенности, тревоги и повышенной возбудимости. (Однако преодоление подобных негативных воздействий лишь помогает упрочить мужественность).

В душе такого мужчины отрицательный образ матери – анима – бесконечно повторяет:
«Я никчемен. Все бессмысленно. У других все иначе, чем у меня. Ничто меня не радует».

Такие настроения вызывают хандру, страх заболеть, стать импотентом или жертвой несчастного случая.
Вся жизнь видится тягостной и печальной.
Это может довести человека до самоубийства; анима тогда становится демоном смерти.

Юнгианский аналитик Дж. Холлис в своей работе "Под тенью Сатурна: мужские психические травмы и их исцеление" показывает, что травма является необходимой, так как мужчины должны покинуть мать и психологически выйти за рамки материнского.

В современном обществе лишь очень немногим людям удается осуществить психологическое отделение от родительской семьи и стать взрослыми.

В первобытном обществе такую функцию выполняла инициация.
Она символизировала переход от детской зависимости к самодостаточности взрослого человека.
Обряды инициации практически универсальны во всем мире, в их ходе мать передает своего сына мужскому сообществу.
Его посвящают в обычаи и правила поведения, принятые среди взрослых мужчин, его принимают как мужчину в свое сообщество, и он должен сыграть свою роль как мужчина.


Обобщенно можно представить шесть стадий переходного ритуала (содержание каждой из них различалось в зависимости от местных условий и традиций):

* физическое отделение от родителей, необходимое для начала психологического отделения;
* смерть;
* возрождение, иногда сопровождаемое изменением имени, подтверждая появление на свет нового человека;
* обучение – приобретение знаний, которые требовались юноше, чтобы он мог вести себя как взрослый мужчина;
* суровое испытание, одной из важнейших целей которого было научить человека использовать внутренние ресурсы личности;
* возвращение в семью в качестве взрослого члена общества.


В традиционных культурах ритуалы инициации мальчиков были более развиты, чем ритуалы инициации девочек, ибо ожидалось, что, покинув родную мать, девочки снова вернутся к домашнему очагу.
Ритуалы отделения, прежде всего, касались мальчиков не только из-за особой значимости материнского комплекса в их жизни, но и ввиду ожиданий того, что мальчики покинут природный мир, "инстинктивную" жизнь и уйдут в искусственный, созданный человеком мир цивилизации и культуры.

Цитата:
В традиции переходных ритуалов заключалась большая мудрость, отмечает Д. Холлис, т.к. они непосредственно и глубоко влияли на энергию материнского комплекса, то есть присутствующее у каждого человека чрезвычайно сильное стремление к зависимости.


Д. Холлис также подчеркивает, что основную часть информации о себе и о том, что такое жизнь, мужчины получают от женщин.

Отсюда следует одна из «великих мужских тайн»: феминность в мужской психике обладает огромной силой.
Материнский комплекс - это живущая в каждом аффективно заряженная идея матери.
Она ощущается как потребность в тепле, привязанности и заботе.
Когда при первом соприкосновении с жизнью эти потребности человека (или хотя бы большинство из них) удовлетворяются, он чувствует свою сопричастность жизни, ощущает, что есть место, где он будет защищен и окружен заботой.


Многие женщины стремятся к тому, чтобы прожить не прожитую ими жизнь через жизнь своих сыновей.

Развитию анимуса этих женщин, то есть внутренней маскулинности, определяющей их уверенность в себе, компетентность и возможности, часто препятствовали заложенные в культуре полоролевые ограничения.
Следовательно, эти женщины пытались косвенно реализовать свои возможности через своих сыновей.
Психическая инфляция, которую способна вызвать любовь и опека безоглядно преданной матери, иногда может завести мужчин на такую высоту, на которую они сами никогда бы не поднялись.
Такую роль сыграли матери в жизни многих известных мужчин.


Согласно предположению Юнга, непрожитая жизнь родителя может стать для ребенка величайшим бременем.

Таким образом, часто мужчину настойчиво, молча и бессознательно ведет к успеху психологически неразвитый материнский анимус.
В глубине психики такие слепые амбиции мужчин управляются теневой энергией материнского комплекса.
Часто женщина, которая не жила своей жизнью и осталась с неразвитым анимусом, пытается сохранить психологическую власть над сыном.


Цитата:
Д. Холлис отмечает:
«В терапевтической практике мне встречалось немало мужчин, которые испытывали столь сильную потребность в материнской заботе и внимании, что им было суждено оставаться неудовлетворенными своими женами.
Хотя совершенно ясно, что женщины не хотят превращаться в матерей для своих мужей, ясно и то, что многие мужчины стараются добиться от жены безусловного принятия и заботливого отношения, присущего "хорошей" матери.
Я видел много мужчин, супружеские отношения которых, но разным причинам уже давно зашли в тупик, но при этом они не могли сохранять спокойствие даже при мысли о разводе.
Мысль о расставании вселяла ужас в ребенка, покидающего дом, чтобы сделать шаг в неизвестное.
Особенно тяжелым грузом становилась сексуальность, связанная с удовлетворением инфантильной потребности в заботе и телесном контакте.
С течением времени женщины все больше и больше устают от заботы о своих маленьких мальчиках, а мальчикам становится все труднее покинуть родительский дом и стать взрослыми, ибо ни каждый отец в отдельности, ни все они вместе взятые не могут указать им верный путь.
Когда мужчина ощущает эту динамику притяжения - отталкивания, связанную с материнским комплексом, он склонен примешивать это воздействие к своим отношениям с реальной женщиной.
Поскольку в близких отношениях мужчина часто испытывает регрессию, превращая в мать своего партнера и бессознательно требуя, чтобы она была для него "хорошей грудью", он боится и подавляет женщину словно, установив над ней контроль, он сможет совладать со своим подспудным страхом.
Грустная история отношения мужчин к женщинам служит убедительным тому доказательством».


При правильном воспитании и психическом развитии для мужчины быть мужчиной - значит ощущать спокойствие в отношениях с внутренней феминностью.
Если же его страх осознан только частично, он проецируется на всех, прежде всего на женщин и гомосексуалистов.
Испытывая этот необъяснимый страх, мужчина остается маленьким мальчиком, как и мужчина, который ждет, что женщина станет для него матерью.
И тот, и другой невольно подчинились материнской власти, отрицая, что внутри них существует и другая, не менее сильная энергия.

Одна из величайших задач в развитии мужчины – достичь здорового отделения от родной матери.

Вместе с тем у него должно развиться осознание важности образа архетипической матери. В отличие от дочери, сыну не хватает первичной идентификации с матерью, в особенности, когда он начинает отделяться от нее психологически.

Во взрослой жизни остатки изначальной проблемы отношения привязанности/отделения сохраняются во внутреннем образе мужской анимы.

Цитата:
Дж. Холлис отмечает:
«Пока мужчина не сможет признать свою зависимость, которая, говоря иначе, является зависимостью внутреннего ребенка, он будет либо тщетно пытаться найти опору в нездоровых отношениях с материнским суррогатом, либо испытывать гнев в отношении жены или подруги, которая не отвечает его требованиям. Большинству мужчин должно было бы стать стыдно при одном лишь допущении, что они ищут мать в жене или подруге, но, если у них не получается отделить свои детские отношения с матерью от реальных отношений с женщиной, они будут периодически отыгрывать старый, регрессивный сценарий».


Образ матери мужской психологии по своему характеру полностью отличается от женского.

Для женщины мать олицетворяет ее собственную сознательную жизнь, обусловленную полом. Но для мужчины мать олицетворяет нечто чуждое, нечто, что ему предстоит испытать и что наполнено образами, скрытыми в бессознательном.
По этой причине образ матери у мужчины существенно отличается от образа матери у женщины.
Для мужчины мать с самого начала имеет явный символический смысл, чем, вероятно, и объясняется проявляющаяся у него сильная тенденция идеализировать ее.

Человек идеализирует тогда, когда испытывает тайный страх быть изгнанным. Но то, чего он боится, есть бессознательное с его магическим влиянием.

В то время как для мужчины мать имеет символическое значение, для женщины она становится символом только в ходе ее психологического развития.

В мужской психологии господствует такой тип образа матери, как Урания (духовный) тогда как у женщины чаще всего встречается хтонический тип (или Мать-Земля).
В отличие от мужчины женщина может идентифицироваться непосредственно с Матерью- Землей.


К.Г. Юнг считал, что архетип матери образует основу так называемого комплекса матери.

По Юнгу сама мать всегда является активным зачинщиком этих нарушений, и в особенности инфантильных неврозов или тех, этиология которых, несомненно, простирается в раннее детство.
Инстинктивная сфера ребенка нарушается, и констелляция архетипов оказываются таковой, что они выступают в качестве чуждого, а зачастую и устрашающего элемента в отношениях между матерью и ребенком.

Согласно Юнгу, чтобы стать сознательным, взрослым человеком, мужчина должен изо всех сил бороться со своим материнским комплексом, осознавая, что эта борьба происходит внутри.
Иначе он обязательно будет ее проецировать на отношения с женщинами, подчиняя себя их желаниям, либо стремясь доминировать над ними, - оба случая свидетельствуют о власти материнского комплекса.

В каждом из них у мужчины проявляется его глубинный страх и глубинное стремление «навсегда исчезнуть в материнской утробе».

Действия материнского комплекса различны в зависимости от того, идет ли речь о сыне или дочери.
Типичными воздействиями на сына являются гомосексуальность и донжуанство, а при некоторых обстоятельствах и импотенция (здесь определяющую роль играет отцовский комплекс.).

У сына не бывает комплекса матери в чистом виде, так как всегда существует неравенство полов.
Это половое различие составляет основу того, почему в любом комплексе матери у мужчины значительную роль, наряду с архетипом матери, играет также и архетип сексуального партнера, а именно Анимы.

В чистом и не усложнённом виде комплекс матери имеется только у дочери.

Современный американский психолог Роберт А. Джонсон, исследовавший в рамках юганской психологии аспекты феминности в жизни мужчины, отмечает, что в отношении каждого мужчины к женщине и женственности существует шесть основных характерных аспектов.

Все шесть для него очень значимы, и каждому из них присуще особенное благородство. Настоящие трудности начинают возникать лишь в том случае, если эти аспекты смешиваются между собой.

Такие затруднения составляют самые большие проблемы в жизни мужчины.

Ниже перечислены все шесть составляющих фемининности, с которыми мужчине так или иначе приходится иметь дело:
его кровная мать, его материнский комплекс, его архетип матери, его прекрасная дама, его жена или подруга, София, Божественная Премудрость.

Все, без исключения, перечисленные выше аспекты женственности являются для мужчины очень полезными, даже материнский комплекс, с которым ему сложнее всего справиться.

Серьезные проблемы могут возникать лишь при смешении и путанице нескольких аспектов, и тогда люди начинают чувствовать себя несчастными.
Негативным является не женское начало как таковое, а смешение разных его аспектов и уровней осознания.


А так как их глубинное, инфантильное влечение не находит никакого удовлетворения, то они стремятся превратить в мать свою жену или подругу.

Большинство женщин сознательно не хотят исполнять роль матери для близкого мужчины, но все равно оказываются втянутыми в этот сценарий.

Нетрудно понять, почему в близких отношениях между взрослыми людьми часто возникают проблемы, а отношения с матерью становятся приоритетными.

Если женщина становится мужчине "матерью", это может "дать нужный эффект" - психологически освободить мужчину от его материнского комплекса (при этом не учитываются причины, по которым связывает его сама женщина).

Все не ассимилированные потребности, страх и ярость отыгрываются в близких отношениях.

Чем ближе эти отношения, тем более они засорены остаточными первичными отношениями мальчика с матерью, которые сохраняются в психике мужчины.

Ницше в одной из работ заметил, что основной целью брака является беседа.

Цитата:
Цель отношений, основанных на взаимном согласии, примером которых являются супружеские, - не заботиться друг о друге (ибо это приведет к активизации детско-родительских комплексов), а способствовать личностному развитию супруга и развиваться вместе с ним


Эти значит, что отношения между людьми должны быть диалектическими: это откровенное общение, в котором существуют и компромисс, и личностное развитие.

Таким образом, образ матери является одним из основополагающих архетипов человеческой психики и во многом определяет как психо-сексуальное, так и в целом социальное развитие личности.
Прообразом супружеской любви является материнство.


:give_rose:

*
Посмотреть скрытый текст
Анима и Анимус. Архетип Персона. Тень. Индивидуация

Анима – это бессознательная женская сторона личности мужчины.
Противоположным понятию «анима» является понятие «анимус» – мужская часть психики женщины.
Эти термины были введены К. Юнгом (1875 – 1961) для обозначения архетипов.

Анима и анимус рассматриваются как комбинации архетипических образов, которые содержится в культуре и проявляются в мужском и женском началах.

Анима можно наблюдать в таких проявлениях мужского характера, как сверхчувствительность, утрата мужественности, переменчивость настроения, плаксивость и т.д.
Анима включает в себя принцип Эроса, так как проявление анимы в мужской психике фиксируется через его отношение к женщине.

4 образа анима Архетипическая анима проявляется в четырех образах, которые носят название женских имен: Ева, Елена, Мария, София.

Эти образы мужчина проецирует на женщину.
Чаще всего они проявляются в сновидениях.

Ева воплощена в образе Матери-Земли.
Во сне Ева предстает как женщина - крестьянка, которая кормит детей, ухаживает за ними.
Этот образ имеет положительные и отрицательные стороны.
Положительная сторона олицетворяет начало, поддерживающее жизнь (питание, забота). Отрицательная сторона проявляется в ограничении, сдерживании развития (перекармливает).

Елена представляет собой сексуальный образ.
В сновидениях предстает в виде фотомодели или актрисы из фильма.
Положительный аспект образа – источник восхищения, отрицательный - манипулятор своей обаятельностью в ущерб другим.

Мария - воплощение девственности и духовной матери.
Во сне появляется в образе учителя.
Положительная сторона - образ независимой личности, отрицательная – личность, которой свойственна отстранённость и требовательность.

София - образ мудрости.
В сновидениях предстает пожилой женщиной.
Положительный аспект выражен в наличии ума и мудрости, отрицательный - в использовании своей мудрости в разрушительных целях.

Анима рассматривается как психический компонент, который находится ниже порога сознания, комплементарен Персоне и состоит с ней в компенсаторных взаимоотношениях.


Архетип Персона

Архетип Персона обозначает часть психики, обращенную к социуму.

Персона представляет собой идеальную картину мужчины, на которую реагирует анима. Насколько мужчина играет сильную личность снаружи, настолько внутри он оказывается слабой женщиной.
Так как внутренний мир скрываем от окружающих, а мужчина, чем меньше он способен признать свою слабость, тем больше отождествляется с персоной, то антипод персоны - анима остается незаметным и проявляется, например, в том, что мужчина ведет себя как «подкаблучник».
Анима – это внутренняя установка, Персона – внешняя.
Анима обычно содержит те черты, которых лишена Персона.

Например, мужчина - тиран, который с внешней стороны – жестокий и недоступный, но внутренне реагирует на малейшую проблему, подвержен капризам.
Анима такого мужчины воплощает в себе те общечеловеческие свойства болезненной впечатлительности и слабости, которых совершенно лишена его внешняя установка, его Персона.

По утверждению К. Юнга, если персона интеллектуальна, то анима будет сентиментальна. Анима претерпевает изменения на протяжении жизни мужчины.

Первая половина жизни характеризуется стремлением освободиться от чар материнской анимы.
Молодые мужчины могут пережить полную утрату анимы без всякого ущерба.
На этой стадии развития главное — быть мужчиной.
После середины жизни потеря анимы выражается в снижении подвижности и человеческой доброты, в результате чего чаще всего возникает сварливость, упрямство, неряшливость, безответственность, раздражительность, склонность к злоупотреблению алкоголем.

В позднем возрасте недостаток связи с анимой сопровождается депрессиями, диссоциациями, хроническими болезнями, трудностями в принятии решений.

Анимус
Анимус представляет собой бессознательную мужскую часть личности женщины и персонифицируется в принципе Логоса.
Анимус проявляется в жестком и самоуверенном характере женщины, которая может постоять за себя и принять волевое решение.

Анимус – это психический компонент, который находится ниже порога сознания и действует из бессознательного.

Анимус, как и анима, рассматривается в качестве архетипического образа.

К. Юнг выделил четыре стадии в развитии анимуса:

1 стадия - возникновение в сновидениях или фантазиях женщины мускулистого человека с физической силой - атлета.

2 стадия - анимус предоставляет женщине инициативу и способность к планируемому действию. Он стоит за желанием независимости и стремлением сделать собственную карьеру.

3 стадия - анимус предстает "словом", персонифицируемым в сновидениях и образах профессора или священника.

4 стадия – анимус является воплощением здравого смысла.

Тень

Тень - бессознательный аспект психологической структуры личности, ее отрицательная сторона, которая отвергается сознательным эго.
Тень - это те личностные качества, которые человек не хотел бы иметь в себе.


В психике каждого человека есть тень и, чем больше эта тень осознается, тем больше шансов исправить те негативные качества, которые человек имеет.
Если теневая сторона изолирована от сознания, то имеется возможность ее проявления в неожиданный для человека момент.
Именно из сильно увеличенной тени формируются неврозы.

Индивидуация

Индивидуация - процесс, который участвует в производстве психологической индивидуальности и становлении личности.

Юнг считал, что индивидуация является само созиданием и само воплощением.

Он утверждал, что индивидуации и осознания своего Я – это разные процессы.

Юнг разделил понятия «индивидуализм» и «индивидуация», определив индивидуализм как подчеркивание мнимого своеобразия в противовес коллективным требованиям, а индивидуацию как результат ассимиляции в сознании личного и коллективного бессознательного.

Индивидуация – это процесс перехода бессознательного в сознательное через духовное развитие.
В процессе индивидуации человек осознает свою психологическую уникальность, реализует свои задатки и способности.
Процесс индивидуации включает в себя четыре этапа:

*На первом этапе процесса индивидуации происходит раскрытие Персоны.
Человек рассматривает ее как полезный инструмент, а не как часть себя.
Хотя Персона выполняет значимые защитные функции, она выступает маской, которая скрывает самость и бессознательное.
В итоге получения знаний об ограничениях и деформациях Персоны человек становится независим от культуры и общества.

* На втором этапе человек знакомимся с Тенью, происходит борьба с ней.
Человек может освободиться от воздействия тени в том объеме, в каком он понял реальность темной стороны.

* На третьем этапе происходит столкновение с анимой или анимусом.
Человек относится к этим архетипам как к реальным.
Он понимает, что фигуры анимы или анимуса автономны и могут воздействовать на него в том случае, если он игнорирует их или просто принимает их образы за свое собственное личное создание.

*Четвертый этап - развитие самости.
Целью процесса индивидуации является формирование самости.
Самость перемещает эго в основу психики.
Знание о самости приносит в психику единство и способствует интеграции сознательного и бессознательного.
(Самость (Self) — архетип в теории К. Юнга, становящийся центром структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри нее интегрируются в процессе индивидуации.)

_________________
Всему свое время!
Вернуться к началу
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
 cron